"Прямохождение" Евгения Юфита

Jul 15, 2005 16:06

В рамках нашего сообщества когда-то уже говорилось о некрореализме и его основателях, так что позволю себе вернуться к этой теме. На мой, сугубо субъективный взгляд, причислять творчество некрореалистов к трэшу и фильмам категории Ы не стоит, хотя формально многими их признаками работы некрореалистов обладают. В настоящее время фильмы того же Юфита рассматриваются скорее как классика советского авангарда 80-х годов, их с удовольствием включают в различные ретроспективы и тематические обзоры многие европейские кинофестивали. А лет так-эдак через 20 мы будем гордиться ими не меньше чем французы своими авангардистами, экспериментировавшими с кинопространством в 20-е годы.


Итак, вчера в кинотеатре "Фитиль" состоялась премьера нового фильма Евгения Юфита "Прямохождение". Перед началом показа режиссер сказал пару слов, общий смысл которых сводился к бесконечной благодарности проекту "Кино без границ", выпустившему новый фильм Юфита в российский прокат. Режиссер упомянул, что до сегодняшнего дня посмотреть его фильмы в кинотеатре в России было практически невозможно и теперь такой прорыв и т.д. и т.п. Нужно отметить, что помимо всего прочего "Прямохождение" снято при непосредственном участии постоянного продюсера фильмов Алексея Балабанова Сергея Сельянова, т.е. у Юфита появился такой бюджет с каким раньше ему работать не приходилось, и это безусловно наложило опредленный отпечаток на конечный продукт.
Вкратце о сюжете. Главный герой (то ли ученый, то ли художник) становится лауреатом какой-то премии и на полученные деньги приобретает деревенский дом, вызывающий в его душе какие-то смутные воспоминания, недающие покоя. В подвале дома его дети находят старый архив и кинопленки, свидетельствующие о неком эксперименте под общим названием "военная зооантропология". Просмотр пленок, чтение дневника и журналов постепенно сводят нового хозяина дома с ума. Ничего не напоминает?
Фильм снят в черно-белом формате, традиционном для Юфита, и всеми возможными художественными приемами режиссер старается придать происходящему на экране максимальную отрешенность, нарочитую иррациональность, передающуюся зрителю на каком-то подсознательном уровне и предполагающую невозможность сопереживания герою, скорее даже ненужность такого сопереживания. Юфит конструирует своего рода альтернативную реальность, в которой древние трещащие телевизоры и дисковые телефоны соседствуют с выходом в интернет на дребезжащем похлеще 286-х компьютере, где презюмируется не распад Советского Союза, а его продолжительная агония, медленное разложение и загнивание. Каждая склейка в фильме подчеркивает эту абсурдность так, чтобы даже самый невнимательный и незаинтересованный зритель понял, почувствовал ее. Действия, движения героев, их фразы, слова, жесты пронизаны сонливой отстраненностью, вдвойне усиленной переозвучкой фильма, из-за которой рты актеров либо не успевают за словами, либо опережают их. Деревня, где происходит действие фильма, безжизнена и запущена и несмотря на то, что действие якобы происходит летом, возникает острое ощущение глубокой холодной осени.
На мой взгляд, тема самого эксперимента, суть которого в принципе постепенно растолковывается, введена для усиления описанного мной ощущения потерянности, непричастности к происходящему. Естественно, эксперимент описывается с использованием перегруженного научными терминами языка и изобилует псевдонаучными выводами. В некоторых местах взяты кадры советской хроники 30-х годов и переозвучены в соответствии с задачами фильма.
В фильме нет ни крови, ни насилия, ни хоррора в привычном понимании. Но на протяжении полутора часов не оставляет ощущение, что сейчас вот-вот покажут колодец, откуда вылезает нечто с длинными черными волосами и обломанными ногтями. Серьезно, такое чувство, что японцы в фильме "Звонок" смотрели пленку с одним из фильмов Юфита.
Если применить фразу Достоевского "все мы вышли из гоголевской шинели" к отечественному кинематографу, то можно смело утверждать, что он весь вышел из Тарковского, и кто бы нынче не брал в руки камеру с благим начинанием снять чудесный фильм, начинает то ли специально, то ли непроизвольно пытаться воссоздать очень специфический ритм, дух фильмов Тарковского - будь то премированный везде, где можно, и расхваленный всем, кем можно, режиссер типа Звягинцева, будь то полуподпольный авангардист, типа Юфита. Большой бюджет явно давил на последнего, и в первую очередь это коснулось метража фильма, заставляя искусствено удлинять его долгими, задумчивыми планами облачного неба, абсолютно немотивированными сценами, а точнее "зарисовками", и бесконечными реверансами в сторону "Сталкера" с одновременным поглядыванием на стрелку часов. А более в этом фильме тратить деньги было просто не на что.
В целом же, могу сказать, что "Прямохождение" - это фильм, который должен был занять свое почетное место в галерее аналогичных творений тех же некрореалистов и прочих деятелей, в большом количестве созданных в 80-е, начале 90-х. Очень много общего, я имею ввиду в первую очередь саму атмосферу, с теми же "Двумя капитанами - 2" Дебижева с Курехиным, отчасти с "Научной секцией пилотов" Андрея И, и даже с "многосерийным" "Посредником". Но этот фильм, появившийся в 2005 году, свидетельствует о неспособности самого Юфита перестроится, делать что-то принципиально новое. Это живая мертвечина, торжество некрореализма, поглотившее своего отца-основателя.


Previous post Next post
Up