"Чистая формальность", 1994

Apr 22, 2005 10:08

Режиссер: Джузеппе Торнаторе, роли: Ж. Депардье, Р. Поланский.
Ночью на проселочной дороге под проливным дождем полицейский патруль останавливает мужчину (Депардье), насквозь промокшего и явно слегка не в себе. Поскольку документов при нем нет, его доставляют в отдел для установления личности. На вопрос инспектора (Поланский), кто он такой, мужчина называется именем известного писателя. Инспектор оказывается большим поклонником творчества этого автора и долго извиняется за доставленные неудобства, но ведь это всего лишь "чистая формальность"... Так получилось, что недалеко от дома писателя обнаружен труп...


Весь фильм, по сути, представляет из себя диалог инспектора и подозреваемого, в котором правду должен узнать лишь один из них. И если первая часть фильма развивает детективную линию, то во второй - речь пойдет об экзистенциальном и творческом кризисах, о вымысле и реальности, о том, в чем писатель боится признаться самому себе, предпочитая это забыть.
И несмотря на то, что все сочащееся из-за дождя, ветхое здание участка наполнено знаками, указывающими на некую ирреальность происходящего, писателю слишком сложно заставить себя поверить в случившееся. Поэтому он принимает как должное отсутствие воды в кранах и бачке, поломку телефонной линии, а затем и отказ электричества, и лишь возмущается, как обыкновенный подозреваемый бесконечно повторяющимся под монотонный стук клавиш печатной машинки вопросам инспектора.

Идея фильма, в принципе, не нова, но каждый раз предстающая в новой форме она захватывает и удивляет. Первый раз с подобным сюжетом я столкнулся, прочитав рссказ Амброза Бирса "Случай на мосту через Совиный ручей", маленького и по-борхесовски лаконичного. Потом была повесть Лео Перуца, не помню, как она называлась, но она была слишком затянута для подобного сюжета. Эти же мотивы встречаются у уже упомянутого Борхеса и немного в ином ключе у Кортасара. Ну и жж-юзер Kaligary в свое время отметился аналогичным рассказом :))


Previous post Next post
Up