Сегодня, отрыв газету «Газета Волга», увидела на второй странице объемистую статью О. Кобыляцкой «Пасынки и падчерицы считаются».
В тему автор вводит читателя так: «В Думе Астраханской области лежит документ, который может изменить жизнь многодетных семей, оставшихся без поддержки государства. Согласно изменившемуся законодательству многодетными не считаются семьи, где есть пасынки и падчерицы».
Сразу чувствуешь гордость за депутатов, решивших исправить вопиющую несправедливость и вернуть пасынков и падчериц в семью.
Только деликатно обойден тот аспект, что этими же депутатами в январе 2014 года был принят закон, внесенный губернатором, согласно которому наличие в семье из пяти человек пасынка или падчерицы автоматически исключало семейство из числа многодетных. И принят этот забавный закон был большинством депутатского корпуса.
Так же интересно то, что законопроект был на рассмотрение 15 сентября 2015 года депутатом, у которого автор статьи почему-то даже не взяла комментарий.
А зря! Ведь работе над проектом предшествовали многочисленные обращения семей либо лишившихся статуса многодетной, либо получивших отказ в минсоце на право считаться таковой.
На свои запросы в минсоц депутат получил ответ: «В соответствии со статьей 2 Семейного Кодекса РФ членами семьи признаются: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).
Следовательно, дети, по отношению к лицам, состоящим в браке должны быть кровными или усыновленными».
Обратившись к уполномоченному по правам человека, он узнал, что омбудсмен разделяет его «обеспокоенность вопросами социальной поддержки семей, фактически являющихся многодетными, но не подпадающих под это понятие с точки зрения закона.
К сожалению, Уполномоченный по правам человека в Астраханской области не наделен правом законодательной инициативы».
Прокуратура в ответ на одной из заявлений депутата сообщила:
«В этой связи норма регионального Закона от 10.04.2012 № 12/2012-03 «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области», согласно которой, в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов, принята Думой Астраханской области в пределах предоставленных полномочий и федеральному законодательству не противоречит…
При таких обстоятельствах, в соответствии с Законом Астраханской области от 10.04.2012 № 12/2012-03, оснований для признания семьи многодетной не имеется».
Из министерства юстиции РФ депутату ответили:
«…субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют критерии и условия, при которых семья признается многодетной, а также устанавливают меры социальной поддержки многодетных семей за счет средств собственного бюджета.
Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантированный частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона. Дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2005 №231-0, от 01.12.2005 №428-0, от 16.07.2007 № 12-Пи др.).
В этой связи Управлению Минюста России по Астраханской области дано поручение провести повторную правовую экспертизу Закона № 12/2012-03 и при необходимости принять меры по его приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством».
Когда депутат пожелал узнать, какова же экономия бюджетных средств от исключения их числа многодетных пасынков и падчериц, то с удивлением узнал из ответа министра социального развития:
«Статистическая информация о семьях, которым было отказано в присвоении статуса «Многодетная семья», органами социальной поддержки не анализируется».
На запросы в УФМС и Службу ЗАГСа получены ответы, также не дающие представления о количестве таких семей в Астраханской области.
Закон, устраняющий нелепицу с определением понятия «многодетная семья», был внесен депутатом 15 сентября 2015 года. Включен в повестку дня заседания Думы 29 октября. До этого рассмотрен на комитете. На Думе снят с рассмотрения, так как никто из депутатов и министров не знает, сколько же семей лишились поддержки государства благодаря мнению губернатора, поддержанному депутатами.
Рабочая группа собиралась один раз. Но пока дело стоит, так как определить сумму, необходимую для реализации мер соцподдержки, можно, лишь зная количество семей с пасынками и падчерицами.
Я пишу сейчас об этом, так как в статье не названы те, кто лишил семьи с тремя и более детьми, среди которых есть дети от предыдущих браков, господдержки и почему-то упомянуты вовсе не те депутаты, кто действительно озабочены защитой прав многодетной семьи.
К тому же, процесс демногодетизации продолжается. В сентябре министр социального развития уверял:
« …семьи, которые были отнесены к категории многодетных до принятия соответствующих изменений в Закон…не утратили ранее присвоенный статус».
Как бы не так! Уже есть обращения о том, что статуса многодетных лишают семьи с пасынками и падчерицами, получившие этот статус до 10.02.2014, и даже семьи, признанные многодетными до 10.04.2012 (дата принятия Закона АО «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области»).
Убеждена, занявшемуся такой темой журналисту нельзя пугливо обходить острые углы. Иначе, раскинутые им информационные сети вместо живой золотой рыбы втянут либо старый сапог, либо мертвеца.
Для справки: депутат, о котором пишу - А.В. Каманин. Темой защиты прав многодетных занимаюсь, в том числе, с ним.
Копии всех документов, упомянутых здесь имеются.