Испанским винам со мной сложно, поскольку мне с ними легко; вот такой парадокс. Т.е. я уже достаточно хорошо знаю испанское вино, чтобы вдруг открывать для себя что-то совершенно новое. При этом я легко восхищаюсь определенными испанскими винами, но удивить меня с каждым годом все труднее. Испито было множество вин, по большинству - с ожидаемым весьма положительным результатом. Например, выпита куча отличных испанских белых, но они были ожидаемо замечательны, и, соответственно, не попадают в эти записки (ниже, так получилось, вообще только про красное). Поскольку, напомню, я стараюсь рассказать об удививших винах, а не грузить читающих всем веселящим подряд. (Кстати, в данный отчет, разумеется, не вошли те каталонские вина, о которых писал ранее по результатам соответствующей полевой практики - если кому интересно - полистайте мой блог взад, чёрт - почти мем получился ).
Но все-таки несколько испанских вин - совершенно ожидаемо прекрасных - произвели настолько сильное впечатление, что я не могу не рассказать вам о них.
Bodegas Muga Torre Muga DOCa Rioja 2006. Могучая, тяжелая, приземистая, немного неказистая бутылка из тяжелого темно-коричневого стекла с огромным пунтом - очень необычный посыл для достаточно традиционной Риохи. Этикетка на фоне такой формы выглядит более чем скромной, впрочем - вполне адекватной. Вскрыто дома в дежурном красном режиме по определенному поводу однажды вечером. Пробка вроде шла относительно легко, но все-таки решилась на разрыв почти в самом конце извлечения; впрочем, остаток дал себя вынуть достаточно просто и не наделал крошек. Цвет - запредельно темный темно-красный, с красным же ободом, темным забором регулярных и частых слезок - вообще ощущение запредельной плотности и экстрактивности. Аромат довольно агрессивен как при вскрытии, так и потом в бокале; в нем совершенно очевидно главенствует животное начало (скотный двор, мокрая старая кожа, седло, конский пот, чуть-чуть фрукта, но это так, для разнообразия, не более). Вкус точно туда же. Неподготовленному потребителю такой вкус может показаться слишком уж рустичным, даже грубым, да, определение "грубый" вполне подходит к этому вкусовому напору, в котором горькие тона и откровенное умами играют главную роль. Здесь не до сантиментов в виде поиска баланса или вторичных тонкостей. Здесь все просто и удивительно убедительно. Если такой мужланный стиль не нравится, то подходить конкретно к этому вину совершенно не стоит. Но отважившемуся на исследование могут открыться удивительные дали этого вина - за напором и внешней грубостью (если дать привыкнуть рецепторам) можно получить истинное удовольствие от горьких тонкостей, могучей танинной игры и алкогольной атаки (всего-то 14% формальных оборотов, а как вставляет!). Вино-монстр, вино-агрессор, вино - гимн горькой танинности. Даже удивительно, что в Риохе могут сделать вино, которому могут позавидовать рекордсмены Торо. ИО 8,5+. ДО 0,75+1+1,75+4,5+1=9. Замечательное вино - но только для поклонников сурового, "дедовского", супертанинного стиля. Просто расслабьтесь и получайте наслаждение от свирепой дикости и необузданности этого вина.
Bodegas Ochoa Finca Montijo DO Navarra 2005. Немножко спонтанное приобретение, вызванное, во-первых, наличием последней бутылки у поставщика, во-вторых, естественным любопытством по отношению не только к достаточно редкому вину, но и к вину вполне определенного, очень приличного для региона, миллезима. На просьбу посмотреть качество бутылки менеджер прислал фото этикетки :). При получении выпирание пробки (которое меня интересовало более всего) было очевидно, но не критично; последующее показало, что такое мнение было правильным. Бутылка вытянутая, оформление скорее скромное. Открыто в режиме вина выходного дня под прекрасно приготовленные салаты и холодную курицу. Забегая вперед - сошлось великолепно! Пробка действительно чуть выпирает и выходит подозрительно легко. Но: аромат восхитителен из горлышка сразу же - на фоне отчетливых , но разнообразных ягод активно прёт всякая сложность. Цвет в бокале адекватен - темно-красный, достаточно высокой прозрачности; было бы похоже на Бургундию, если бы присутствовали фиолетово-синие тона. Слезки редки и тщедушны, однако, вращая вино в бокале, ловишь себя на ощущении, что вино весьма плотное. Аромат играет еще лучше в бокале - плотный красно-ягодный фон не заслоняет многочисленной сложности в виде копчености, минеральности, черной ягодности где-то на периферии, табака, как свежего, так и высушенного, и еще множества нюансов. Вкус вначале срубает напористой сладостью, но стоит подержать вино во рту несколько секунд, как приходит ощущение великолепного баланса по всем координатам. Самое главное - общая тонкость и шелковистость вина, настолько легкая и изящная, что снова на ум приходит всякая Бургундия (если бы не общий вкусовой профиль вина). Послевкусие длинное и очень тонкое - его превращения наблюдать одно удовольствие. ИО 9,5. ДО 0,75+1+2+4,5+1=9,25. Великолепное вино, легкие тени как бы недостатков которого только оттеняют его достоинства. Очень жаль, что даже статусные вина из Наварры не принято хранить также долго как Бордо, Бургундию или хотя бы ту же Риоху.
Bodegas Hermanos Perez Pascuas Perez Pascuas Gran Seleccion Gran Reserva DO Ribera del Duero 2003. (После прочтения, а тем более написания полного названия этого вина следует сесть и передохнуть... А для знатоков: чтобы быть совсем уж дотошным: на этикетке указано сокращенное наименование винодельни - Bodegas Hnos Perez Pascuas, что слегка путает при поиске информации про напиток). Редчайшее "семейное" вино, выпускаемое только в самые лучшие годы в количестве менее 6000 бутылок. Не ротируется у критиков. Бутылка характерна для Риберы - бордосская формой, но с барельефом в стиле Роны. Солидный индивидуальный деревянный кейс. В целом - совершенно такое же оформление, как и у варианта 1996 года, о котором писал ранее. Цвет - плотный, насыщенный, на удивление - "молодой" оттенком - иссине-фиолетовый с бордовым отблеском (в отличие от вина урожая 1996). Слезки многочисленны, медленны и бессистемны; обод тонкий, ярко-красный. В бокале вино демонстрирует легкую непрозрачность, хотя, забегая вперед, осадок достаточно мал и выглядит "крупнолистовым", т.е. не взвешивается надолго, а довольно быстро оседает на дно. Аромат предельно насыщен, многообразен, но при этом - тонок и игрив - наслаждаться его метаморфозами можно бесконечно долго. Вкус ничем почти не уступает аромату: начало - удивительно молодо своей вызывающей (и даже поначалу настораживающей) фруктовостью. Фруктов здесь много и они разнообразны - от горького лайма и кислой рябины до сладчайших крыжовника и малины. Но стОит вино подержать немножко во рту, чтобы ощутить оперативное превращение молодящегося хулигана в благородного буржуа. Буквально на глазах вино выдает огромное, но совершенно уже не фруктовое тело с филигранным балансом всех вкусовых направлений, переходящее степенно к длиннющему и умеренно-танинному (это для Риберы то!) послевкусию, в котором мелькают совсем уж экзотические ноты (например - эвкалипт или морская соль!). Минус у вина по сути только один - оно не готово к длительному контакту с воздухом: после ужина треть бутылки была оставлена почти без воздуха для следующего вечера; если аромат почти не претерпел изменений, то вкус, к сожалению, заметно деградировал. Хотя при этом он остался в пределах высшей винной лиги, тем не менее, был заметно не таким, чем накануне. ИО 9,5+. ДО 1+1+2+4,75+1=9,75. Практически идеальное вино, которому просто противопоказано декантирование. А сразу после вскрытия - просто идеально.
Было, к сожалению, несколько вин, наоборот, совершенно не оправдавших моих ожиданий. Вот эти…хм… «предатели»:
Bodegas Altanza Lealtanza Artistas Espanoles Reserva Dali DOC Rioja 2004. Рекордно тяжелая бутылка новосветских плечистых форм предельно темного, почти непрозрачного стекла. Специальная "артистическая" серия, пополненная в 2008 году вариантом "Гойя" - с вполне определенной претензией. Ограниченные выпуски; «Дали» изготовлено в количестве 14000 бутылок. Все эти артистические вина пробовались (первые два - Дали и Гауди - неоднократно) на соответствующих испанских салонах, нужно сказать, что с весьма благоприятным впечатлением. Однако вина 2004 года все чаще вызывают опасения в смысле сохранности, из-за чего решено было вскрыть и эту залежавшуюся бутылку. Открыто в режиме воскресенья под затейливый и вкусный ранний ужин. Из горлышка - совершено невнятный и слегка даже неприятный запах, порождающий нехорошие предчувствия. Однако в бокале запах успокаивается, выветривая подозрительное. Но аромат не становится серьезным, сколько над вином не колдуй - спереди отчетливые табачные и сигарные тона, суть сзади - намек на пряности, все это на невзрачном фруктовом фоне. Цвет - темный, почти непрозрачный, с розоватым ободом и широкими регулярными слезками. Вкус вызывает не меньшее удивление, чем аромат, хотя и не совсем тождественен последнему. Фрукта практически нет, так - легкие сладкие всполохи где-то совсем на периферии, невразумительная, но явная сигарная коробка - чуть впереди, а за ней земляные и песочные тона. Кислотной основы практически нет совсем, даже тем немногочисленным нюансам, которые можно уловит в вине, не за что уцепиться, чтобы сформировать вкусовую картинку. Тело вялое, провально-жидкое. Алкоголь силен, но не в первичных своих проявлениях (здесь его как раз нет - вино выглядит как безалкогольный напиток), а в последствиях, достаточно быстрых и достаточно сильных. Окончание смазанное и бестанинное. СО 2. ОО 0,75+1+0,25+0,75+0=2,75. Ничего общего с Риохой вообще и со статусной Риохой в частности. Даже в ультрамодернистском стиле. Провал. Удивлен, разочарован и раздосадован. Не понятно, почему такая серьезная разница с дегустированными ранее образцами. Возможно - bottle variation, возможно - дополнительное, и слишком длинное для этого вина время хранения. Стоит попробовать еще раз, да цена кусается.
Bodegas J.A. Casajus Antigous Vinedos DO Ribera del Duero 2006. Довольно скромное оформление классической бордосской бутылки из зеленого стекла средней степени прозрачности. Открыто в режиме дежурного вина для выходного дня, в данном случае - для масленичного воскресенья. Цвет - предельно темный, темно-темно-красный, с фиолетовым отливом, очень низкой прозрачности, хотя осадка в конце довольно мало. Аромат резок сразу при вскрытии - острый дуб, кричащий перезрелый фрукт, отчетливый алкоголь. В бокале аромат не желает сдаваться даже по прошествии длительного времени - в течение этого воскресного вечера аромат совершенно не думал гасить свою агрессивность. Вкус примерно туда же: алкоголь сразу и много, резкая атака кисло-горького марьяжа со следами умами и совсем слабыми следами сладкого. На периферии - активный дуб, соответствующая ваниль, перезрелый фрукт (яблоки, малина, клубника, вишня), все очень агрессивно и навязчиво. Второй вечер показал, что вину явно показано длительное общение с кислородом - даже в малой бутылке под горлышко и под вакуумной пробкой вино существенно преобразилось за сутки хранения. Стало мягче, стройнее, питче, хотя и не превратилось в достойное питие. Оценка усреднена. ИО 5 (примерно 4 за первый день и примерно 6 за второй). ДО 0,75+0,75+1+2+0,25=4,75. В принципе - вполне в духе общего винного мэйнстрима региона в середине 00-х. Но как-то очень уж монструозно и неказисто. Воздух не волшебник - но в данном случае он способен почти сотворить чудо; вино из совсем уж мрачной золушки превращается во что-то вполне съедобное. Но не более. Провал. Не понятно, что делать с младшим братом (2009), а также с топовыми винами винодельни NIC (тоже 2006 и 2009 годов рождения, лежат, ждут…)
Bodegas Navajas Gran Reserva DOCa Rioja 2004. Бутылка классической формы украшена неожиданно темной коричневой этикеткой с малоразборчивыми надписями - такой намек на темную сторону силы. Цвет вина - темно-красный со следами фиолетового; плотность невысокая, вполне характерная для классической выдержанной Риохи. Слезки редки и малоподвижны. Аромат неожиданно юн и фруктовен, почти не развивается в бокале. Вкус поразил своей непохожестью на Риоху: создалось впечатление, что в Риохе попытались сделать даже не Риберу, а почти Торо, но получилась пародия. Огромный, но нестройный фрукт неопределимого родства забивает рецепторы, в худосочном плато уходит в мягко-горькое, чтобы потом раствориться в невнятном и слаботанинном послевкусии. Полный диссонанс. Гран Резерву в Риохе (особенно в лучшие годы) практически всегда приготавливают к классическому восприятию. Т.е. модернистские варианты редко усаживают в бочку и бутылку так надолго, как это требуется для GR. Плюс оформление все-таки скорее ближе к классике. А внутри - явная потуга выжать экстракт из темпранильо и совершенно необдуманно задубить его до полной неузнаваемости. ИО 5. ДО 0,75+1+0,75+2+0,25=4,75. В принципе - вполне съедобное вино, если закрыть глаза на регион, сорт, год и гранрезервность. Наверное - к простому жареному мясу и ярким острым салатам, которые в состоянии замаскировать определенную странность этого вина.
Bodegas Jimenez-Landi Sotorrondero DO Mentrida 2011. Чистая гарнача со старых лоз (на сайте винодельни утверждается, что от 40 до 70 лет), органическое и чуть ли не биодинамическое виноградарство. Производитель - один из лидеров этого относительно слабо известного региона из самого сердца Испании. Небольшая бургундская бутылка относительно светлого зеленовато-коричневого стекла с откровенно аляповатым оформлением этикетки, как по форме (вспомнился Малевич), так и по цветовой гамме (с неприятными ассоциациями) и содержанию. Тем не менее, любопытно же. Выпито в компании за дружеским обедом. Цвет практически нормальный для плотной гарначи, однако, его подчеркнутая непрозрачность слегка настораживает. Слезки редки и полупрозрачны. Аромата практически нет из горлышка, но стоит повертеть вино в бокале, как он просыпается - есть перегретый и перезрелый фрукт, есть цитрус, есть органика; в принципе аромат достаточно характерен для сорта, если, конечно, не вспоминать его лучших представителей. Вкус вначале почти легок, без особенной глубины, с небольшим акцентом на горькое, и с вполне наблюдаемым общим балансом. Однако, в отличие от аромата, вкус серьезно и не в лучшую сторону трансформируется со временем: горькое заполняет объем, практически убивает остальные составляющие спектра и, соответственно, баланс, хотя назвать эту горечь вопиющей или хотя бы выдающейся никак нельзя. Она, как собака на сене, подавляет соседей, но не становится очевидной, злой доминантой. Скорее сокращает общий вкусовой накал. Отчетливо вылезает разнообразная трава, к чему можно относиться по-разному. Танина вроде достаточно, но при этом послевкусие скорее короткое, чем длинное. Алкоголь (14,5%) почти не чувствуется в процессе потребления, но заметен потом. ИО 5+. ДО 0,25+0,75+1+2,25+0,25=4,5. Вполне терпимое вино, вполне годящееся для обеденной запивки. Но гордится виноделам тут в общем то нечему.
Bodegas Jimenez-Landi Cantos del Diabolo DO Mentrida 2008. Если честно, то на это вино были серьезные надежды - все-таки одно из топовых вин таинственной до сих пор для меня Ментриды с высочайшей для региона оценкой от Паркера (96 баллов!). Оформление откровенно разочаровывающее: стандартная бургундская бутылка темного стекла, что не удивительно, но совершенно бледная этикетка с невнятным полурукописным текстом в двух направлениях. Цвет адекватный - темно-вишневый высокой плотности, но сразу заметна высокая степень замутнения (что сразу подтвердилось при розливе). Слезки широкие, медленные, очень темные. Аромат сразу выдал подозрения в качестве вина - помимо перекошенной в сторону перезрелости фруктовости вперед вылезли тона неспелых носков и вообще грязи и потливости. Не напряженные, но совершенно отчетливые. Вкус тоже не вызвал восторга - да, в нем есть фруктовый слой, да, в нем есть определенная структура и даже отчасти сбалансированность. Но в то же время есть посторонние тона, совсем не характерные для вина, особенно для вина высокой гаммы. Бокал этого вина был выпит с определенным напряжением; остатки же вылиты следующим вечером, поскольку "носки" как в аромате, так и особенно - во вкусе, стали совсем несносными. ИО 2. ДО 0,25+0,75+0,25+0,5+0=1,75. По сути, вино нужно признать испорченным, однако первый контакт с кислородом не выявил классической пробки или болезни другого типа. Но следующий день поставил все на свои места. Очень жалко.