To clap or not to clap

Mar 17, 2019 21:01

Самое кровавое современное противостояние тех, кто в концерте считает, что хлопать между частями ни за что нельзя и тех, кто всё равно хлопает даже, когда просят от этого воздерживаться, сейчас открыто и нет явного перевеса. Это как с кофием среднего рода: есть те, кто употребляют его в среднем роде по неграмотности, есть те, кто считает себя грамотным и кичится, нарочито подчеркивая мужской род при любом удобном случае, но те, кто по-настоящему грамотен меня, например, просветили, что мужской род его - некоторая историческая несуразица. Когда его называли кофием и склоняли, всё было естественно для русского языка, но когда сделали несклоняемым с окончанием -е, мужской род оставили по старому пристрастию к напитку, хоть это против шерсти самому языку, а нам сейчас все по той же привычке эта неестественность слух уже не режет.

Так же и с этими несчастными аплодисментами: есть знатоки истории, которые упоминают времена Бетховена и его традицию, есть те, кто в истории не силён и не аплодирует, потому что кто-то сейчас так сказал. Если посмотреть шире, то во времена Бетховена концерт был совсем иным мероприятием, с иными обычаями и этикетом, у людей было иное восприятие. Я не считаю, что ориентироваться на старые добрые стоит безоговорочно. Сейчас время полистилистики и возможно всё, в зависимости от ситуации и контекста.

Я лично люблю, когда мне между частями сонат хлопают. Я ловлю кайф, когда в опере после роскошного арфового соло Эндрю Лоуренс Кинга или забойной арии/хора (особенно, когда забойно поют) люди хлопают, причём музыка в это время не прекращается, как на джаховом концерте. Я предпочитаю быть со слушателем on-line и отслеживать реакцию шаг за шагом, понимать, что их цепляет, а в какой части концерта я сдулся и они стали засыпать.

С другой стороны, есть моменты, в которые очень дорога тишина. Например, мы с Barocco Concertato выстроили две последние части в соль-минорном Франкёре так, что медленная сарабанда погружала как бы в сон, мечту и после того, как совсем истаивала начиналась тема Рондо. Момент переключения был похож на состояние, когда ты в полудрёме вдруг понимаешь где ты и стряхиваешь с себя остатки сновидений. В остальных частях тишина нам была непринципиальна. Или в "Нациях" Куперена первые несколько частей просто должны были идти на одном дыхании, сбивчивом, непредсказуемом, но без "швов", когда начинались танцевальные части всё становилось уже непринципиальным. Естественно, мы начали с того, что склеили соответственным образом ноты, потом выучили и сделали эти паузы. Это не просто тишина между частями, это была действительно часть музыки, которую мы тоже репетировали, в них был свой ритм и смысл, поэтому не было нужды объявлять, что идёт без перерыва, а где можно хлопать: публике просто не приходило в голову аплодировать там, где нам это было не нужно.

Исступлённо требовать тишины между частями мне кажется нелепым, когда исполнитель (-ли) в это время начинают сопеть, кряхтеть, шевелиться, переставлять ноты и т д. Его (их) музыка в этот момент закончилась, какого черта я буду сидеть и силиться услышать в этом связь? Лучше похлопать и дать музыканту расслабиться, разрядиться; тишина в такие моменты действует скорее напряжённо и никакому объединению мысли не способствует ни по какую сторону баррикад.
Previous post Next post
Up