В преддверии главного китайского праздника - Нового года (Праздника весны), расскажу о том, почему перед этим событием нужно крайне осторожно отправлять поставщикам платежи.
Это ещё одна история на тему доверяй, но проверяй.
Эта история случилась, когда я ещё только начал работать с Китаем. А вспомнил я её потому, что несколько новых поставщиков пытались провернуть то же самое перед новогодними каникулами.
Напомню, что Китайский новый год -
главный праздник Поднебесной. Это то время, когда
фабричные рабочие и офисные сотрудники получают безоговорочное право на отдых. Это единственные большие каникулы при 6-ти дневной рабочей неделе и работе без отпуска. Заводы в это время стоят, из-за чего у заказчиков нередко образуются дыры в поставках и дефицит товара.
Сколько раз я не пытался подготовиться к китайскому Новому году и спланировать заказы, идеально не получалось никогда. То поставщики не успевали закончить производство из-за высокой нагрузки, то поставщики поставщиков вовремя не доставали компоненты, то оказывались заняты все места в грузовых контейнерах и самолётах.
Причина проблем всегда одна и та же: поставщики фабрики слишком много товара, слишком много заказчиков хочет этот товар получить, а цепочки производства и поставок зависят от многих звеньев.
В один из таких авральных дней перед в преддверии каникул, я пытался разобраться со всей продукцией в производстве, состыковать поставщиков с перевозчиками и общаться с местным отделом продаж.
По стандартной практике груз согласуется к отправке только после проверки качества и количества. В некоторых случаях (как это бывает с технически простым товаром) приёмка допускается по фото инспектора. Но перед китайским Новым годом инспектор (и сторонние организации) обычно сильно перегружены, а внештатные сотрудники, понимая ситуацию, ещё и сильно увеличивают цены за свои услуги.
В такой ситуации периодически приходится принимать технически простой товар по сеансу видеосвязи или же тем фото, которые предоставит поставщик. Обычно поставщику отправляется пример фотоотчёта, которому они должны следовать. Ошибиться сложно, хотя и это случается.
За несколько дней до Нового года мне начал атаковать менеджер поставщика. Он убеждал, что груз вот-вот будет готов и требовал оплату. Несмотря на небольшой тогда опыт работы, я настаивал на том, что оплата будет только после того, когда груз точно будет готов, и мы как минимум увидим фото. Параллельно мы я уточнял возможность доставки груза у перевозчика, ведь если доставить груз было нельзя, оплачивать его было бессмысленно.
Перевозчик подтвердил, что место найдёт, но просил сильно ускорить доставку, так как праздники стремительно приближались, и всё больше компаний уходило на каникулы.
В итоге поставщик даже прислал фото. Не в том формате, в котором мы просили, но на снимках было видно готовый товар, упакованный по нашим стандартам. Потом я дополнительно убедился, что надо было запрашивать все снимки, и что полная картина становится видна как раз на них.
Поставщик добавил новых снимков, где показывал запакованный груз и засыпал просьбами об оплате. Они так же атаковали перевозчика, требуя от них как поторопить нас с оплатой, так и разрешения на поставку. Оплату мы сделали, разрешение дали.
… а что с грузом что-то неладно, мы поняли уже, когда до каникул оставались считанные часы. Получив платёж, поставщик затих и пропал. Я наивно полагал, что это произошло потому, что всё в порядке и процесс идёт без нашего контроля. Но перевозчик заявил, что никакого товара не получал, и что поставщик на связь не выходит. На наши сообщения, письма и звонки поставщик так же не реагировал.
Менеджер написал уже после начала каникул, сказал, что находится в родном городе и на ситуацию повлиять не может. После каникул он обещал разобраться с нерадивыми коллегами и назамедлительно отправить груз в транспортную компанию. Было обидно, что на три недели деньги оказались заморожены.
Каникулы закончились. Но транспортная компания так и не дождалась груза. Менеджер говорил, что он болеет, ещё не успел вернуться в офис или просто отмалчивался. В итоге пришлось отправлять на фабрику инспектора.
И когда он там оказался, мы получили информацию, что никакого готового к отправке груза на фабрике нет. Производитель только лишь собирался начать работу после праздников и наш заказ стоял в очереди наравне с другими. Полного комплекта компонентов для сборки на фабрике пока не было.
Не понимая что происходит, я поделился информацией с коллегами из других подразделений. Как оказалось, самые опытные из них подобные ситуации уже прошли.
Они сказали, что перед праздниками китайцы нередко выдают желаемое за действительное, обещают всё успеть. Но главная их цель в этот момент - не помочь клиенту закрыть проект, а получить дополнительный предновогодний бонус, который они смогут потратить во время длинных праздников. Китайский босс так буквально и ставит задачу: получить деньги любой ценой, а оправдываться уже после отдыха.
Ради бонуса идёт обман, подлог материалов и более изобретательные художества. Как мы потом выяснили, нам отправили фото товара из прошлой поставки. И выявить это помогли бы дополнительные снимки, на которых был бы виден стикер с датой производства (его поставщик не прислал, а я не запросил по неопытности).
Охотники за бонусами, впрочем, действуют и более изобретательно: они используют старые фото, удаляя свойства файла и метки; они могут сделать несколько образцов (или использовать готовые изделия), выдавая их в отчёте за целую партию. Подделываются и стикеры. Для снимков запаковываются пустые коробки и даже паллеты. Перевозчику пустые коробки не отправляются, но как метод получения денег с заказчиков это работает.
Впоследствии менеджер или его начальник могут оправдываться, что сами не ездили на фабрику из-за сильной занятости, что рабочие их не так поняли, и что больше такого не повториться. По опыту могу сказать, что может как повториться, так и нет.
То же самое происходит с депозитами. Если за несколько дней до китайских праздников поставщик требует предоплату, чтобы закупить компоненты, таким образом он зарабатывает свой новогодний бонус.
Реальные заказы всё равно пойдут только после окончания каникул. Приоритетное время для стоящего заказчика производитель всегда найдёт.
Так что спешить с платежами китайцам перед Новым годом точно не стоит. Приятно, конечно, порадовать партнёра бонусом, но заморозить деньги на месяц-другой уже куда более сомнительное удовольствие.
Поэтому сомнительным фото этого года я не поверил. А часть поставщиков ушла в отпуск с виртуальными слезами на смайликах. Через три недели вернемся и посмотрим, кто из нас был прав.
C праздником весны, с новым годом! 春节快乐!
***
Двенадцать лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Делюсь опытом. Пишу о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.
Веду телеграм-канал
«Китайцы: руководство по применению», издал
одноименную книгу (можно скачать на
LitRes,
Ozon и
Ridero).
Всегда рад новым подписчикам.