Сегодня обновляю и дополняю материал о том, как товар с китайской фабрики обрастает налогами и расходами в результате чего его стоимость на полке существенно отличается от себестоимости. Вы узнаете, почему китайская продукция на полке нашего магазина стоит минимум в 2 раза дороже, и что за это получает потребитель.
Это простая и понятная арифметика, в которой нет никакой тайны.
1. Расходы на транспортировку.
Чтобы доставить товар из Китая, нужны время и деньги. Товар отправляется в морских контейнерах, жд вагонах, фурах или летит на грузовых самолётах (что сильно ограничено в условиях пандемии).
Сейчас, когда цены на транспортировку выросли в 5-10 раз (читайте об этом в
предыдущих материалах), транспортировка всё сильнее сказывается на себестоимости продукции. До 2021-го года транспортировка добавляла 5-12% к стоимости товара, но сейчас скорее составит 8-15%.
2. Налоги НДС и РСП
НДС в России 20% (в Европе от 19 до 26%). Налог уплачивается от закупочной цены и расходов на доставку сразу же после таможенной очистки товара. Для большей части электронных товаров к НДС добавляется 1% налог РСП (народное название - налог имени Никиты Михалкова, взимается за импорт в Россию оборудования и носителей информации, позволяющего воспроизводить, записывать или хранить аудио- и видеоматериалы.). Все налоги закладываются в стоимость товара для конечного покупателя.
НДС в России можно вернуть, а вот с «налогом Михалкова» ничего не поделать: его просто дерут.
3. Расходы на сертификацию
Товар, который официально завозится на территорию России обязан иметь официальные сертификаты. Сейчас с этим стало строже, и продукцию, в большинстве своём, реально тестируют на соответствие региональным регламентам. Сертификат на электронику без зарядного устройства обойдётся ~ $2000.
Получение сертификата на зарядное устройство я специально выделил отдельной строкой, так туда входит не только само тестирование, но и выезд специалиста по качеству на китайскую фабрику для ознакомления с условиями и стандартами производства. Всё это оплачивает заказчик товара. К счастью, лаборатории уже завели сотрудников в Китае для таких целей, что очень выручает при закрытых границах.
Помимо стандартных сертификатов, в России есть ещё и расходы на «Нотификацию» - исключительно российскую процедуру, во время которой вы доказываете ФСБ, что устройства передачи данных не передают эти данные по неразрешенным протоколам и перечисляете все рабочие протоколы. Было время, когда под нотификацию попадали даже Bluetooth-колонки, и приходилось доказывать, что колонки не сливают личные данные в Вашингтон или Пекин. К счастью, сейчас перечень устройств, подлежащих Нотификации, сокращен, но он есть. И получение разрешения ФСБ требует времени и денег.
4. Плановая наценка импортёра, дистрибьютера, бренда и торговых сетей.
В России и Европе аппетиты на плановую рентабельность (маржу), составляет от 20 до 50% в зависимости от категории товара, а на некоторые товарные группы она возрастает в 2-3 раза.
Это наценка на товар, за доставку которого уже заплатили, и удержали НДС. Более того, и импортёр, и локальный бренд, который перепродаёт китайскую продукцию под своей торговой маркой, тоже хотят заработать.
Формула получается громоздкой на вид, но простой для понимания:
Стоимость товара на полке в России = Закупочная стоимость товара в Китае + Расходы на доставку (для этого примера возьмём 10% от себестоимости) + НДС (20%) + Таможенная пошлина (размер зависит от категории товара) + Расходы на сертификацию + Наценка местного дистрибьютера или бренда (считается к себестоимости товара в РФ или Европе после уплаты налогов и расходов на доставку) + Наценка торговой сети + Коммерческие бонусы (при наличии).
Если российский оптовик покупает товар в Китае за $10, то получается:
$10 + $1 (10% от $10) + $2.2 (НДС считается на себестоимость + стоимость доставки) + $2.64 (наценка местного бренда 20%) + 3.96 (наценка торговой сети 25%) = $19.8. Налицо двукратное увеличение стоимости при самом простом расчёте без учёта коммерческих бонусов, таможенных сборов, сертификации, затрат на рекламу и продвижение.
Чтобы получить реалистичное значение для российской или европейской розницы, лучше умножать закупочную стоимость товара в Китае в два-два с половиной раза, и брать пессимистичный курс валюты на планируемый день начала продаж.
Что получает за двукратное увеличение стоимости потребитель? Как минимум, гарантийное обслуживание, что актуально для технически сложных товаров. Уверенность в соответствии товаров местным нормам и стандартам качества.
И ещё потребитель может спокойно спать, так как буквально из своего кармана оплатил таможенные платежи и налоги. Потребитель и поставщик китайского товара чисты перед государством.
Как потребитель, который считает деньги, я прекрасно понимаю покупателей, которые не хотят платить ни локальному бренду, ни торговым сетям, где этот бренд реализует товар. Да и налоги платить тоже не хочется. Но как человек, который занимается китайской электроникой, так же понимаю, что я и мои коллеги не готовы работать бесплатно.
Мы прилагаем большие усилия, чтобы товар с китайских фабрик попал на прилавки и проводим большую работу по его доработке и контролю качество. Мы помогаем китайцам сделать продукцию лучше и не испортить то, что уже сделано хорошо.
Только в теории китайцы могли бы цивилизованно работать с массовым потребителем в его рынке. На практике они цивилизованно не могут работать даже с местными представителями. Читайте об этом подробнее в моих статьях и
моей книге.
В следующей статье я расскажу, зачем за производством в Китай идут корпорации, и какую выгоду от этого получают. Цикл статей начинается
ЗДЕСЬ.
***
Десять лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Делюсь опытом. Пишу о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.
Издал книгу
«Китайцы: руководство по применению» (можно скачать на
LitRes,
Ozon и
Ridero, веду одноименный
телеграм-канал.
Всегда рад новым подписчикам.