Сегодня, 19 мая в Советском Союзе отмечали День Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина или, говоря проще - День пионерии. Именно в этот день в 1922 году 2-я всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Социальная иерархия: октябрёнок - пионер - комсомолец, была направлена на создание у советских детей и подростков внутреннего идеологического стержня, стремления расти и совершенствоваться. Пионерская организация учила детей жизни в социалистическом обществе, способам сосуществования со сверстниками. После распада СССР, День Пионерии перестал быть официальным праздником.
Советская страна ничего не жалела для юных. Были построены прекрасные Дворцы пионеров и детские лагеря. Сама же деятельность детских коммунистических организаций в СССР и в других социалистических странах имела такие серьезные масштабы, что даже превосходила по значимости свой «буржуйский» прообраз и аналог - скаутское движение. Пионерское движение отличалось от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическое воспитание детей в качестве граждан, полностью преданных государству. При этом следует отметить, что, по мере эволюции движения, роль наследия скаутинга в нём падала (что хорошо прослеживается на эволюции пионерского лагеря от типа спортивно-туристического палаточного лагеря к типу санаторного комплекса). Среди частных отличий можно указать отсутствие отдельных организаций для мальчиков и девочек. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя.
Кто из советских пионеров, не помнит волнения, с которым готовился вступить в ряды массовой общественно-политической организации? Как под звуки горнов и барабанов повязывали алые галстуки? Как впервые в своей жизни мы торжественно клялись на верность делу Ленина и Коммунистической партии? Я, например, очень хорошо помню. И хотя я был отличником "боевой и политической подготовки", но в пионеры меня принимали не в первых рядах - 22 апреля, в день рождения Ленина (нафулюганил я тогда), а во вторую "волну" - именно 19 мая, в день пионерии. И я наврядли забуду то волнение и трепет, с которым произносил клятву пионера и получал на шею красный галстук. Это было больше, чем просто "принятие в члены кружка". Это было доверие и ответственность, гордость и "путевка в жизнь". Да, может и было порой скучно на пионерских собраниях, но сколько хорошего было! И не только предложено, но и сделано! От сбора макулатуры и металлолома до помощи ветеранам войны и просто пожилым людям. И все нормы поведения настоящего пионера - ни что иное, как общечеловеческие ценности, которые делают человека человеком.
Сейчас многие граждане видят в таком подходе в воспитании молодежи недостатки, мол, идеологическое замутнение мозгов, которое делало из людей марионеток. Очень зашоренный взгляд, я считаю. В то время, например, уровень наркомании и преступности среди молодежи был сверхнизким, по сравнению с нашим временем. А уровень вовлечения детей в научные кружки и спортивные секции был близок к 100%. Потому, что государство понимало, что дети - это будущее и инвестировало в их развитие и становление. Разве можно сравнить то отношение государства к будущему с нынешним наплевательским? Именно поэтому будущее постсоветских стран столь печально.