Взрослые и дети. По следам флешмоба. Метелке.

Oct 29, 2010 12:14

Из того же дайрика: http://www.diary.ru/~el-elk/p131690300.htm

По следам одного флешмобчика: www.diary.ru/~el-elk/p128128394.htm
Ответ на вопрос Метелки:
чем,по-твоему, дети кардинально отличаются от взрослых?

Чтобы ответить на этот вопрос в моем стиле, придется слегка отмотать назад и поговорить о человеческом разуме вообще и его взаимосвязи с физиологией.
Я уже когда-то высказывалась на эту тему, но коротко повторюсь еще.
1. Наше мышление определяется нашей физиологией. Например, наша логика, по большей части бинарна. Это означает не только систему черное-белое, да-нет или желание "все разложить по полочкам". Например, мало кто понимает, что вся наша компьютерная часть цивилизации - это тоже бинарная система, ибо вся основана на 0 и 1. Скажете, ерунда? Но это означает, что любая математическая обработка возможна только в рамках бинарной логики, а значит, и все познание мира у нас бинарно. Аналогично математические доказательства. Метод от противного, например. Если из А следует В, то утверждение не А означает и "не В". Звучит логично? Да, но в той же математики есть различные системы, основанные на тринарных и других видах логики, правда это очень экзотические разделы, не имеющие выходов на реальные выводы естественных и общественных наук.
Откуда это берется? Из половой жизни, как ни странно. Именно то, что у человека два пола и половые клетки, приводит к тому, что мы смертны. А жизнь и смерть - это и есть две ГЛАВНЫЕ точки бинарного мышления. Два полюса.
Изучает этот вопрос философия, изучает давно и подробно, я не буду на этом останавливаться. Главное, что физиология диктует нам способ познания мира.
Это очень важно, на самом деле, поскольку вне физиологии нет разума.
Но уникальная особенность разума в том, что и обратная связь есть. Разум может влиять на физиологию. Мать может сидеть рядом с больным ребенком неделями измеряя ему, скажем, температуру каждые 15 минут. Я сама видела случаи, когда врачебное указание "каждые пять минут по чайной ложке воды весь день" дословно выполнялось. Это очень тяжело, но "надо" пересиливало все.
Обратное тоже верно. Кто не сталкивался с заторможенностью сознания, неадекватностью реакций, плаксивостью и раздражительностью после хронического недосыпа или сильного стресса? Но мало кто знает, что в самой тяжелой ситуации, можно внушить себе, что не все так страшно и активировать себя самого "на подвиги".
Кстати, любая женщина знает это просто замечательно на примере своего месячного цикла, особенно если он болезненный.
К чему я это?
Вот к этому тезису. Физиология и психология связаны, да так, что одно всегда влияет на другое и наоборот. Бессмысленно отрицать это влияние.

Известен такой вот пример, связанный с беременными женщинами. Если женщина не хочет вынашивать ребенка, но вынашивает, или не слишком придает значение новой беременности по самым разным причинам от желания сидеть на работе, до десятого ребенка в семье, она почти не страдает от токсикоза. Это удивительнейший факт, но он есть.
И, напротив, если для женщины ребенок значим, если это средство самооценки, удержания мужа, укрепления семьи, в общем, ценность любого типа - токсикоз прямо пропорционален этой вот степени "нужности".
Да, мне будут возражать, приводить примеры типа "а вот у меня знакомая пятого родила с токсикозом" и т.п., однако ни один пример ни о чем не говорит.
Задним числом, Метелка, ты должна согласиться, что ты ОЧЕНЬ концентрировалась на ребенке, он был очень нужен, очень значим, все такое прочее. Получили, что и должно было.

2. Теперь что определяет психологию? В мире, грубо говоря, есть две точки зрения, одна говорит, что человеческий характер определяется воспитанием, вторая - что физиологией, наследственностью и т.п.
Где правда? Имхо - посередине.
Тип темперамента наследуется, это легко увидеть по новорожденным детям. Кто-то всегда плачет, кто-то всегда спокоен, кто-то будет с первых дней настырно сбрасывать все пеленки, а кто-то успокаиваться только у мамы на ручках. Любая мама может привести примеры, когда ребенок проявлял характер прямо с первых дней существования. Т.е. характер уже есть. На момент рождения.
Ну, а вот особенности поведения, вероисповедание и т.п. будут зависеть от воспитания.
Т.е., скажем, склонность к фанатизму заложится прямо при рождении, а предмет фанатизма - охрана природы, вера в Бога, желание исправить мир или стать знаменитым ученым - это уже от воспитания. Но фанатизм где-нибудь вылезет обязательно.

3. А вот теперь, собственно, по теме. Чем отличается ребенок от взрослого.
Отсутствием воспитания. И тесной связью мозга и физиологии.
Он весь еще голая физиология - и! - внимание: неразвитый мозг. Человеческий детеныш рождается, по сути, недоношенным - это плата за эволюцию. Ну, посмотрите внимательно - какое еще существо в мире может позволить себе роскошь иметь неприспособленного к жизни детеныша в течение ТРЕХ ЛЕТ?! Он год ходить не может, не то что убежать от хищника. И только лет через пять способен поймать себе добычу на пропитание. Через ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ он способен к размножению, и то не слишком сразу. Налицо серьезная несформированность организма на момент рождения.
И человек должен развиться уже "in vitro". Вне тела матери.

Так вот в детском возрасте, как ни в каком другом, связаны физиология и разум. Сначала развиваются зрительные доли мозга и слуховые - поэтому так важно создать возможность ярких картинок и разных звуков. Эти воздействия в течение первых трех месяцев заставляют развиваться быстрее соответствующие нервные ткани, в том числе - височные доли. Те самые, которые еще через полгода начнут управлять мелкой моторикой.
Развитие мелкой моторики развивает счет, скорость реакций и будущую усидчивость и успеваемость ребенка. Почему? Потому что в этом возрасте движение заставляет развиваться отделы мозга. А развитые отделы мозга начнут требовать соответствующих движений.
Чем раньше ребенок начинает заниматься упражнениями, тем быстрее он начнет считать.
Если он занялся музыкой, будьте уверены, какая-нибудь лепка, бисероплетение, складывание кубиков и прочая фигня ему дастся невероятно легко.
Если вдруг появлился "затык" с движениями, попробуйте воздействовать на мозг, затык уйдет. Скажем, музыка может помочь ребенку начать ходить и усилить координацию движений.
И это только вершина айсберга. Какие функции мозга разбудит новая еда, например? Боль разных участков тела? Тактильные ощущения на разных участках тела? Никто не знает. Но известно одно.
Никогда больше эта связь не будет такой явной, острой и сильной.
И заложится все здесь и сейчас.
Не в десять лет. Не в три. А сейчас. До года. До трех. Не позже, позже уже появится разум и характер. И начнет расхождение физиология и разум. Человек начнет формироваться как личность, но отделы мозга уже сформированы, и уже они начнут диктовать пристрастия.
Кому-то понравится математика, кто-то начнет пилить дощечки, а кто-то играть на скрипке. И никто не вспомнит, что у первого попросту не было других возможностей развиваться в детстве, как абстрактно смотреть в пространство, второму выдали "слишком много" мелкой моторики, а третий попросту перебрал с разными тактильными ощущениями в возрасте месяца. Все будут считать, что у человека врожденный талант. А не воздействие родителей, измотанных бдениями, зарабатыванием денег, разными проблемами, да и просто не имеющими достаточного опыта, сил и средств, чтобы развить полноценную развитую личность. Всесторонне развитую.

Так что вот это и есть мой ответ. Чем отличаются. Тем, что еще не поздно получить, что угодно. Пластичностью и физиологии, и мышления.
Я ответила на вопрос?

психология, занятия с ребенком

Previous post Next post
Up