Математические идеи в акварелях Александра Телалима

Sep 09, 2012 18:25

Оригинал взят у artscienceworld в Математические идеи в акварелях Александра Телалима
Оригинал взят у world_japan в Математические идеи в работах Александра Телалима
Математические идеи в картинах Александра Телалима

Автор этот маленькой заметки никак не связан с художественным миром. Я ничего не смыслю в стилях и средствах изобразительного искусства, примененных техниках и слабо понимаю разницу между акварелью и маслом, которые для меня по сути только использование разных растворителей для одних и тех же красителей.
Одним словом, я ничего в этом не понимаю. Я физик, связанный с модными ныне коллайдерами, встречными пучками и рождающимися на них частицами.
Однако я очень люблю разглядывать акварели Александра Телалима.
Я знаю, что я наверное вижу в них совсем не те вещи, которые видит искушенный зритель или даже художественный критик. Конечно, я тоже вижу сюжеты и иногда даже замыслы художника, но меня лично гораздо больше привлекают математические идеи, которые он использует. Возможно, конечно, что он ничего такого и не предполагает, но это означает только то, что эти идеи появляются у него сами по себе, либо исходя из его личных черт характера, либо подсказанные кем-то свыше.

Теперь я попробую пояснить, о чем я говорю (воспользовавшись длительным отсутствием художника в сети :)).
Первое, с чего я начну - с фрактальных структур. Фрактал - это геометрическая фигура, обладающая нецелочисленной размерностью. Наверное, вам это ничего не дает, но факт, что фрактал обладает неким самоподобием. То есть вы увеличиваете его фрагмент и видите открывающуюся новую картину, увеличиваете ее - и снова видите новую картину. "Настоящий" фрактал похож сам на себя, но в природе, наверное, должно быть не так и при увеличении каждый раз картина должна быть новой.

Так и в работах Телалима. Вот посмотрим на две его работы с ирисами ("Ирис" (Iris)) и попробуем увеличить фрагмент той, которая справа.
Посмотрите - мы видим совсем другой вид, другой мир и другую картину. Увеличим этот же фрагмент еще - и снова получим другой мир. Удивительная способность, показывающая, что его "Ирис" на самом деле - последовательность вложенных структур, если не сказать "миров".








При мне один из зрителей сказал об этой работе, что она очень необычно выглядит. И он даже не понимает, насколько прав, ведь не каждый день удается увидеть художественную визуализацию таких математических понятий :)
Что работа слева обладает такой же неисчерпаемой возможностью, даже не надо демонстрировать!
Вторая работа "Ирис":


Идея бесконечности миров или пространств довольно часто можно увидеть в работах художника. Вот совсем недавняя его работа "Двери" (Doors) попросту прямо показывает возможность перехода в другой мир. Она выражается простым фантастическим средством - порталом или дверью, однако… название работы совсем не простое. Ведь речь идет совсем не об одной двери, а о многих. Может быть, подразумевается, что любая открытая дверь ведет в другой мир, а за ней есть и другие двери - в другие миры? А может быть, подразумеваются и двери в нашей душе? Конечно, вы скажете, что это - философия. И я отвечу вам: "Да!" Но эта философия очень математична, поскольку первым делом ставит меня перед простым вопросом: "А бесконечна ли наша душа или разум и число возможных дверей в ней?" И это не такой простой вопрос, как может показаться, а ведь за ним подразумевается и совсем другое - сколько нужно конечных объектов (людей, идей, мыслей, нейронов), чтобы получить совсем другой объект - бесконечный?
Нет, в этом нет парадокса, если вспомнить, что большое количество нейронов (счетное количество!) рождает разум, а он бесконечен.



Или вот эта лестница, которая идет через весь город и уходит куда-то в небеса - что она, как не связь между мирами?



Кстати, как физик я попутно задаюсь вопросом, почему небо в том, другом мире, то светлее, то темнее, чем в нашем? То ли дело в других законах физики, то ли в другом течении времени, то ли в релятивистском сокращении длин волн? Или вот другой вопрос - на некоторых его работах домики "висят" вверх ногами - что это? Достижения химии, способной сделать сильную адгезию к плотным слоям атмосферы, другой знак гравитации или вообще оригинальные методики биоконструирования будущего? Но это всего лишь вопросы, на которые еще никто не знает ответ, кроме, возможно, самого художника.





В его работах полно геометрических символов и структур, которые, я полагаю, появляются не случайно, но вот куда они выведут - покажет будущее, поскольку эта загадка еще не решена...





Физических идей у Телалима, кстати, тоже очень много.
Посмотрите сами на его абстракцию.
Эта картина вообще более всего напоминает мне треки частиц в старых добрых фотоэмульсиях, с которых началась физика элементарных частиц и ядерная физика, и сходство таково, что картину можно вставлять как иллюстрацию в учебники. Однако вернемся к математике.



Параллельно мысли о мощностях множеств и возможности отображения одного множества в другое, возникает и другая идея. Работы Александра Телалима часто связаны с ночным небом, Вселенной, космосом и их бесконечностями. Но всегда в ней присутствует человек, у которого, как мы только что выяснили, душа может обладать мощностью континуума. Что означает, что между Вселенной и человеком можно установить взаимно-однозначное соответствие или биекцию. Это равномощные множества, и это совершенно удивительный вывод, который можно сделать из картин художника.



Кстати, интересно с этой точки зрения посмотреть на его пейзажи. Человека тут нет и, хотя сами пейзажи просто превосходны и заслуживают всяческих похвал (мы еще к ним вернемся), они устанавливают другое соответствие - между миром Земли и Вселенной. И при всем невообразимом богатстве первого, все же Вселенная, вероятно, оказалась больше, поэтому в его творчестве наступил другой этап - связи мира человека и мира Вселенной.

Конечно, такова точка зрения является антропоцентрической, однако было бы странно, если бы человек ею не обладал, и уж еще страннее, если бы она не проявлялась в человеческих работах.







А вот еще две превосходных работы. Одна в стиле китайских древних мастеров, вторая - славянская каллиграфия на хайку Басё:
Луна или утренний снег...
Любуясь прекрасным, я жил, как хотел,
Вот так и кончаю год.
(пер. Т.Соколовой-Делюсиной)

Что в ней превосходного, спросите вы? А превосходного в ней то, что она полностью закончена. Тут нельзя добавить ничего лишнего. Даже подпись художника размещена идеально там, где надо, и переместить ее означает испортить всю композицию. Эта работа обладает математической точностью и лаконичностью, она похожа на строгую и красивую доказанную теорему. Ничего лишнего, в ней нельзя ничего добавить или убрать, это только нарушит ее стройность и красоту.

А вот еще две превосходных работы. Одна в стиле китайских древних мастеров, вторая - славянская каллиграфия на хайку Басё:
Луна или утренний снег...
Любуясь прекрасным, я жил, как хотел,
Вот так и кончаю год.
(пер. Т.Соколовой-Делюсиной)



Что в ней превосходного, спросите вы? А превосходного в ней то, что она полностью закончена. Тут нельзя добавить ничего лишнего. Даже подпись художника размещена идеально там, где надо, и переместить ее означает испортить всю композицию. Эта работа обладает математической точностью и лаконичностью, она похожа на строгую и красивую доказанную теорему. Ничего лишнего, в ней нельзя ничего добавить или убрать, это только нарушит ее стройность и красоту.



Подобная работа возможна только при ясности и стройности мышления самого художника, что говорит о том, что разница между людьми науки и искусства не столь уж велика, как обычно представляется.По правде сказать, у Александра далеко не все работы столь закончены. Гораздо чаще они только задают внешние условия и предлагают теорему к доказательству, которое еще только предстоит найти. И тут снова можно посмотреть на пейзажи, особенно горные, скрытые туманом. Сколько, наверное, можно найти новых удивительных деталей под этим туманом. Но нам остается только догадываться о них, как обычно догадываешься о следствиях еще не доказанной теоремы.

Таким образом, легко видеть, что работы Александра Телалима постоянно связывают человека и бесконечность в других видах. Можно сказать, что он всегда наводит мосты, и не зря одна из его выставок так и называлась: "Мосты". Мосты между Востоком и Западом, которые несложно заметить из-за присутствия в его работах и восточных мотивов, и европейских. Мосты между мыслью и чувствами, мосты между человеком и Вселенной, между идеальным и материальным. И это не просто мосты, это те соответствия, которые оказываются пронизывающими весь наш мир и делающие его единым целым, все еще недостижимым для нас, как тот великий океан Истины, который расстилался перед Ньютоном.


Сайт Александра Телалима

Галерея на Picasa-web

Александр Телалим на Facebook

Примечание.
Речь об известных словах Исаака Ньютона, сказанных им незадолго до смерти: "Я не знаю, за кого меня принимает мир; однако самому себе я всегда казался всего лишь мальчиком, играющим на морском берегу, который забавляется, находя то особенно гладкий камешек, то необычайно красивую ракушку, в то время как великий океан истины лежал весь закрытым передо мной."
Memoirs of the Life, Writings, and Discoveries of Sir Isaac Newton (1855) by Sir David Brewster (Volume II. Ch. 27)

Оригинал тут:http://art-science-world.com/art/Telalim/Mathematical-Telalim.html

красота

Previous post Next post
Up