http://www.mosinternet.com/news.php?newsid=74 Новости / «Краснодар» - новая поисковая программа в выдаче Яндекса. Изучаем особенности технологии «Спектр»
15 декабря в корпоративном блоге компании «Яндекс» появилась первая информация о том, что в основной выдаче уже действует новая поисковая программа «Краснодар». Пожалуй, за все время «игры в города», при смене поисковых алгоритмов, именно «Краснодару» можно присвоить титул «алгоритм, обделенный вниманием». Действительно, новой поисковой программе уделено минимум внимания со стороны seo-сообщества, что подтверждает всего несколько десятков комментариев в блоге «Яндекса» и сплошной флуд в топиках на известных seo-форумах. Возможно, многие не осознали всей коварности «Спектра», ведь теперь по ряду однословных запросов, так любимых клиентами, чтобы попасть на первую страницу придется сражаться не за ТОП-10, а за ТОП-5 или даже ТОП-3, но обо всем по порядку…
Итак, если разобраться «Краснодар» - это не принципиально новый поисковый алгоритм, а лишь «надстройка» над действующим алгоритмом машинного обучения MatrixNet. Эта «надстройка» представляет собой технологию «Спектр», в основу которой положена классификация ряда запросов на основании выборки асессоров и создание порядка 60 основной категорий. Таким образом, для простоты понимания, можно утверждать, что «Краснодар» = MatrixNet + «Спектр». Теперь давайте разберемся, что представляет собой технология «Спектр».
"Когда пользователи задают запросы к Яндексу, примерно в 20% случаев они формулируют запрос неоднозначно. Например, по запросу [наполеон] кто-то хочет найти полководца, а кто-то - рецепт торта. А задавая запрос [суши], человек может искать и ресторан с доставкой на дом, и рецепт блюда. Спектр возможных целей может быть очень широк - так же, как и спектр возможных ответов. И если пользователь не указал в поисковом запросе, что он ищет, то понять это крайне трудно."
"В основе работы «Спектра» лежит статистика поисковых запросов. Система исследует запросы всех пользователей Яндекса и выделяет в них различные объекты - это могут быть имена людей, названия фильмов и книг, модели автомобилей и тому подобное. Каждый объект относится к одной или нескольким категориям. Например, в запросе [колдрекс инструкция] название лекарства «Колдрекс» - объект, который попадает в категорию «лекарства». А объект «Пушкин» относится к двум категориям - «поэты» и «города». На данный момент «Спектр» выделяет около 60 категорий, и это количество будет еще расти. Знание категорий позволяет поисковой системе понимать разные значения слов в поисковых запросах."
Полное описание технологии «Спектр»
Если говорить проще, «Спектр» анализирует поисковый запрос, если он неоднозначен, классифицирует его и на основе статистики целей формирует выдачу. Все логично и по идее должно улучшить качество поиска. Если же рассматривать технологию «Спектр» с точки зрения оптимизатора, то это ничто иное, как очередной камень в огород seo, который еще больше усложнит и без того нелегкую жизнь оптимизатора.
Олег Сахно (ИнтерЛабс): «Введение такой технологии значительно снижает коммерческую емкость результатов поиска. Раньше, в большинстве случаев, единственным сайтом, который вытеснял из результатов поиска коммерческие сайты, была Википедия. Теперь, по запросам, имеющим омонимию, придется бороться уже не за место в первой десятке, а в первой, например, пятерке. Оставшиеся ссылки будут собираться из сайтов с преференциями по Cпектру».
«Спектр» - новый стимул для seo-компаний в «перевоспитании» клиентов, стремящихся попасть в ТОП по информационным однословным запросам. С приходом «Краснодара» продвижение однословных запросов с неявными целями стало практически невыполнимой задачей. Рассмотрим ситуацию на конкретном примере, возьмем выдачу по запросу «Краснодар». Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что технология «Спектр» здесь отрабатывает на все 100%. Итак, в выдаче мы видим:
1) Wikipedia
2) Официальный интернет-портал администрации муниципального образования города Краснодар
3) Доп. результат 2-ой позиции
4) Портал исполнительных органов государственной власти
5) Работа
6) Работа
7) Недвижимость
8) Фото
9) Бесплатные объявления
10) Недвижимость
Итого: в ТОПе 2 сайта по поиску работы, 2 по недвижимости и по одному сайту фото и объявления. Теперь представим ситуацию, что цель - вывести в ТОП-10 негосударственный информационный портал Краснодара. На сегодняшний день, шансы, что это проект выйдет в ТОП стремятся к нулю. Другой пример. Цель - вывести в ТОП-10 по данному запросу сайт по поиску работы в Краснодаре. Чтобы достичь этого, необходимо сначала вывести проект не ниже чем в ТОП-2 (!) по запросу «работа Краснодар». В этом, и только в этом случае, проект появится по запросу «Краснодар» на 5 или 6 позиции, но никак не выше! Причем никакие манипуляции с внутренними или внешними факторами не изменят ситуацию, т.е. даже если закупить ссылок на 10 000$ по запросу «Краснодар» сайт о работе не появится выше пятой позиции.
В теории выдача по данному запросу формируется следующим образом: учитывая поведенческие факторы - цели, интересующие пользователей, поисковая система распределяет количество мест в ТОПе для сайтов, отвечающих той или иной цели. Так, на основании поведенческих характеристик, поисковой системе известно, что порядка 20% пользователей по запросу «Краснодар» ищут работу, а еще 20% недвижимость, но никак не работу, 10% - вообще ищут фотографии Краснодара. Чтобы всем этим пользователям, задающим один и тот же запрос, но ищущим абсолютно разную информацию, предоставить ответ, поисковая система искусственно размешивает выдачу. И это работает. Ведь если раньше, поисковая система «учила» искать, теряя некоторую часть аудитории, то теперь «Яндекс» адаптируется под пользователя и дорожит им. Даже если по запросу «Краснодар» домохозяйка ищет работу в Краснодаре, «Яндекс» подскажет сайты, где ее можно найти.
После анонсирования новой поисковой программы у многих вебмастеров возник вопрос, почему же новый алгоритм по традиции не тестировался в «Буках» (buki.yandex.ru). В интервью SeoNews представители «Яндекса» прокомментировали эту ситуацию, еще раз подчеркнув возрастающие влияние поведенческих факторов.
«Спектр» - главное нововведение «Краснодара». Чтобы проанализировать успешность этой технологии, нужно, чтобы пользователь вёл себя естественно, а не тестировал поиск специально, основываясь на искусственно подобранных потребностях. Поэтому мы не выкладывали «Краснодар» в открытое тестирование, а в течение длительного времени проверяли его на части аудитории.
Как и все новые технологии «Спектру» далеко до совершенства, «…вряд ли пользователь из Москвы, спрашивая "кактус", искал питерского интернет-провайдера или кафе в Твери. Так что в ближайшее время нас ждут кошмарные штормы, в которых кто-нибудь может и разбиться о скалы», - комментирует Алексей Перевезенцев, специалист по поисковому продвижению компании Ingate.
Резюмируя, в двух словах можно сказать, что «Краснодар» - первый серьезный шаг, на пути к активному внедрению в поисковые технологии «Яндекса» поведенческих факторов. На наш взгляд совсем не удивительно будет появление в середине или конце 2011 года вакансий в seo-компаниях на должность «эксперт по поведенческим факторам» и бурный рост автоматических систем их накрутки, таких как уже появившейся Userator…