Визит премьер-министра Греции Алексиса Ципраса в Москву в среду вызвал большую тоску в европейских столицах. Визит рассматривается, как фаустовская сделка с Кремлем, в результате которой Греция получит помощь, в качестве компенсации за нарушение санкций ЕС в отношении России. А также, усилит давление на своих партнеров по ЕС, чтобы добиться финансирования для облегчения своего долгового кризиса. Против ожидания, все произошло не совсем привычным путем.
Греция, из бедствующей страны, возможно, станет новым региональным государством, усиливающим свою "стратегическую автономию", сделав упор на независимую внешнюю политику, и создающим для себя наиболее выгодное пространство в условиях все более многополярного мирового порядка.
Во время совместной пресс-конференции с Ципрасом в Москве, президент России, Владимир Путин, категорически отрицал, что премьер-министр Греции просил какую бы то ни было помощь, как таковую. А также, Путин отозвался о переговорах с Ципрасом, как об "обстоятельных, конструктивных и очень открытых".
Конечно, "помощь" можно назвать другими словами, например, торговлей и инвестициями. С одной стороны, Россия, похоже, готова дать средства Греции на основе будущей прибыли, полученной от разрешения на транзит российского газа через нефтепровод "Турецкий поток", который проведет российский газ через Турцию в Грецию и далее в страны Южной Европы.
С другой стороны, Афины получат выгоду от сниженной цены на газ, по которой Россия может согласиться продавать газ в Грецию. Это то, как Путин формирует матрицу: "В рамках этих проектов могут возникнуть такие ситуации, которые позволили бы нам не только откредитовать те или иные планы, которые мы вместе сегодня обсуждали, но и решать вопросы кредитных отношений в более широком контексте в свете реализации этих проектов.
Я мудрёно изложил, но пояснить могу следующее. Если мы, допустим, будем реализовать крупный проект, который будет приносить доход Греции, то это значит, что из этих доходов могут быть осуществлены и погашения тех кредитов, о которых мы сегодня вскользь упоминали. То есть речь идёт не о помощи, а о сотрудничестве, в том числе и в финансовой области, в привязке к конкретным крупным проектам. "
Путин отметил, что есть различные направления, которые могли бы представить взаимный интерес, по которым российские средства могут вливаться в греческую экономику:
«По поводу возможного участия российских компаний в приватизации отдельных объектов промышленности либо инфраструктуры в Греции. Я ещё раз подчеркну, что если греческая сторона, греческое правительство будет осуществлять приватизационные процессы у себя, в своей экономике, то мы готовы принять участие в этих тендерах. И надеемся, что если это будет осуществляться, что российские компании не будут поставлены в условия худшие, чем другие участники этого процесса. Больше нам ничего и не нужно.»
"Есть у нас интерес в инвестициях в Грецию? Есть. Прежде всего в сфере инфраструктурных объектов. Это порты, аэропорты, трубопроводные системы. Но не только. Мы готовы работать и дальше в сфере энергетики, в сфере генерации и в сфере поставок энергоресурсов, готовы работать в области промышленности. Здесь есть различные направления, которые могли бы представить взаимный интерес. Всё это мы сегодня достаточно подробно обсуждали с господином Премьер-министром."
Нет сомнений в том, Москова старается действовать осторожно, учитывая сложный этап в отношениях с ЕС из-за кризиса на Украине. Кроме того, Россия не может не принять к сведению немецкую болезненную реакцию на сенсационное требование Афин о $302 миллиардах в качестве репараций от Берлина.
Греция, в свою очередь, "могла бы играть роль дополнительного моста между Москвой и ЕС", по выражению генерального директора Греческого фонда европейской и внешней политики.
Россия также ценит позицию, которую заняло нынешнее греческое руководство в отношеннии санкций ЕС, направленных против России. Так что, независимая внешняя политика Ципраса реально в интересах России.
«Греция - это суверенная страна, - сказал Ципрас, - Она в последние годы находится в сложном экономическом положении. Она потеряла из‑за этих программ, которые были реализованы в последние пять лет, большую часть своей экономической мощи, но не потеряла свою геополитическую динамику. Это суверенная страна, повторяю, у которой есть всякое право использовать эту динамику и идти дальше, заключать соглашения с целью развития, взаимного интереса всех сторон и, конечно, в первую очередь поможет греческому народу и стране преодолеть кризис. Именно такого рода соглашения мы приехали сюда обсудить.»
Оба они - Путин и Ципрас - идут по тонкой грани. Это такое Сиртаки, которым бы гордился грек Зорба за его наполненный и соблазнительный ритм. Любое открытое движение России в сторону выручки греческой экономики, когда она находится под давлением Германии и ЕС, выглядело бы, как уловка, с целью дистабилизировать Еврозону. Но, Россия находит другие средства, чтобы помочь греческой экономике в преодолении нынешнего кризиса.
Греция является важным партнером для России по ряду причин, особенно учитывая тот факт, что Афины являются сосредоточением интересов западной системы. В идеологическом плане левое крыло в правительстве Афин имеет глубокие сходства с импульсами, которые в настоящее время подталкивают российскую политику, и Москва будет рассматривать их в своих собственных интересах, укрепляя "стратегическую автономию" Ципраса в рамках альянса западной системы.
Существует реальная возможность, что Греция (наряду с Италией, Австрией, Словакией, Кипром и Венгрией) может заставить изменить политику ЕС в отношении России. В то же время Ципрас пытается заарканить США в качестве честного посредника, чтобы помочь разрешить возникшую напряженность Греции с Еврозоной. Странно было бы, если б кто-то еще считал штаты «честным» посредником. Но это выражение принадлежит самим США. Тем не менее, министр финансов Греции, Янис Варуфакис, ездил в Вашингтон на Пасху. А в интервью с греческим телеканалом, министр обороны Греции, Панос Камменос, заявил, что в случае тупика в переговорах с кредиторами ЕС, правительство будет договариваться, с кем только сможет, в том числе, США, Россией, Китаем, Индиией, странами Ближнего Востока.
Информационное агентство Синьхуа делает глубокий комментарий о совершенно удивительных четырех направлениях танго с участием Греции с Россией, США и ЕС.
"Намерение правительства Алексиса Ципраса проводить мудрую, сбалансированную и мирную политику будет играть решающую роль для того, чтобы выбраться из финансовой ловушки. Таким образом, Греция выступает в качестве благожелательного посредника, объединяя Европейский Союз с такими иностранными державами, как Россия, Китай, Соединенные Штаты."
Ну, танцует ли Владимир Владимирович сиртаки с Грецией или танго со старой Европой, весь мир знает, кто ведет.
Click to view
Использовала:
http://blogs.rediff.com/mkbhadrakumar/category/politics/А также:
http://kremlin.ru/events/president/news/49220http://news.xinhuanet.com/english/2015-04/08/c_134134632.htm