Во вторник вечером на дизайн-заводе "Флакон" прошла лекция "Уроки велосипедизации". Когда один из слушателей подъехал на складном электробайке и, сложив его, прислонил конструкцию к совершенно голой стене зала, картина вызвала у меня прямую ассоциацию с велосипедизацией нашей страны: сложенный байк как бы намекал на нее, еще не развернувшуюся в полную мощь, но силой тех, кто ей управляет, готовую в любой момент обрести форму и взять верный курс, наполняя пока что по большей части пустующее вокруг пространство значимым велосипедным содержимым. Лишь бы в седле находился опытный велосипедист. Вот только с ним не все так просто, а потому и "уроки" ему не помешают - и в управлении, и в выборе верного курса. И тем, кому регулярно так или иначе приходится соприкасаться с нашей велоинфраструктурой, это хорошо известно.
Владимир Кумов, читавший лекцию, является автором идеи и куратором
проекта по развитию велодвижения Let's bike it! - в группе проекта можно узнать, что не так давно он вернулся из 16-месячного велопутешествия, маршрут которого пролегал от Мексики до Аргентины, а в 2010-м году Владимир преодолел на своем велосипеде путь от Санкт-Петербурга к Лиссабону. Побывав в 44-х странах мира, в 27-ми из них перемещаясь по городам и между ними на велосипеде, а в 18-ти - общаясь с чиновниками, урбанистами и велоактивистами, Владимиру удалось собрать внушительную базу знаний о проблемах велосипедизации и их решениях в разных городах мира. Ему было что сказать публике.
Увы, лектора подводила дикция и эхо в зале. Я сидел на заднем ряду и едва мог разобрать слова, хотя рядов было от силы 3-4. Расслышал 20-30% из всего сказанного за вечер. Перед выступающим на штативе стояла фотокамера и снимала видео, на которое оставалась последняя надежда, но после события оказалось, что подвела карта памяти... К счастью, один из участников, которого зовут Михаил Молчанов, смог отрывками записать основную часть выступления Владимира, сидя в первом ряду, поэтому не стану описывать частично услышанное мной, а просто предложу познакомиться с видеозаписями Михаила, чтобы иметь о лекции наиболее достоверное представление:
Видео было удалено по просьбе автора лекции.
Очень хочется верить, что все усилия, прилагаемые нашими велоактивистами, не пройдут даром. Что усвоенные "уроки" не останутся лишь занимательной теорией и не ограничатся очередными вздохами под знаменитую фразу Грибоедова "Где ж лучше? Где нас нет". Что эти "уроки" не растворятся эхом в зале дизайн-завода, а будут использованы в диалоге с ответственными лицами и принесут свои плоды. Что беседы с нужными людьми не повиснут в воздухе, а переписка с ними не будет забыта в пыльных архивах. Что критические массы, которые мы собираем на различных велопробегах, флэшмобах, парадах, праздниках и простых покатушках, начнут привлекать все более пристальное внимание к проблеме и методам ее решения. Что все прогрессивные идеи и предложения обретут практическую форму и соответствующее им качество исполнения. Что за руль велосипедизации возьмутся правильные люди, которые как минимум станут прислушиваться к велообщественности перед тем, как нажать на педали. Что велоинфраструктуру, наконец, приведут в рабочее положение и направят по верному курсу, а не оставят стоять на месте. За последнее время появились некоторые подвижки в этой области, но сейчас они могут похвастаться лишь своим зачаточным состоянием, зачастую далеко не лучшей реализацией и пока еще не совсем ясными перспективами... Однако, даже опыт зарубежных коллег показывает, что путь развития, который мы теперь рассматриваем как образец, может занимать десятилетия, а значит и надежде на изменения в нашей стране быть. Увидим ли мы хотя бы самые важные из них в ближайшем будущем? Очень хочется верить.