В прошедшую субботу на Моховой принимали гостей - для всех желающих были открыты двери журфака МГУ. Около полутора месяцев назад, после
открытого показа работ учеников Сергея Максимишина, благодаря
m-ryabinin я начал следить за новостями факультета и, заметив приглашающий анонс на
их сайте, отправился на встречу с "колыбелью российской журналистики".
1. Проводник.
2. Первым бросалось в глаза впечатляющее количество пришедших. Экскурсовода, находясь в хвосте, почти что нельзя было увидеть или услышать.
3. Девушка уверяла, что они не были готовы к такому ажиотажу и потому не использовали для рассказа специальную аппаратуру. Изредка можно было оказаться рядом с рассказчицей, когда менялось направление движения всей процессии, но ловить эти моменты, как и прислушиваться, я быстро перестал, начав просто наблюдать за происходящим. Кто-то и вовсе осел на скамейках.
4. Чтобы зайти в телестудию, пришлось дожидаться несколько минут, пока ее освобождали оказавшиеся в первых рядах, а они тем временем уже начинали обход новых мест. В общем, первая часть мероприятия, можно сказать, не удалась совсем... По крайней мере, для меня.
5. К половине первого дня все направлялись к 201-й аудитории, где должна была выступить с презентацией декан факультета. С раписанием все оказалось достаточно четко.
6. У входа в зал девушки занимались нарезкой приглашений на июнский курс консультаций, раздавали информационные листовки и мартовский выпуск газеты "Московский университет". При желании с выпуском можно ознакомиться тут:
massmedia.msu.ru - сайт страшненький, конечно, но благо, что работает и газеты доступны в PDF.
7. Аудиторию заполнили с избытком. Девушки доминировали :) Слева вдоль стены, начиная от дверей, будущие журналисты заняли весь проход до самых верхних рядов. Все регистрировалось на видео.
8. Сначала декану, как и экскурсоводу, пришлось извиняться за неспособность журфака должным образом принять всех посетителей и предоставить всем сидячие места. Но факультет, думается, остался доволен таким вниманием гостей :)
9. Было сказано много общего и глобального: о программах факультета, его истории, журналистике в целом, редакциях, СМИ, пользе изучения аналитики, вступительных испытаниях, творческих сочинениях и многом другом. На этот раз слышно все было хорошо, но оказалось не тем, зачем я пришел - меня интересовала более узкая ниша, связанная с фотожурналистикой. Да и формы обучения рассматривались длительные: дневные или вечерние - в приоритете для тех, кто шел учиться после школы или нацеливался на второе высшее. Позже я понял, что к моему случаю ближе
другой день открытых дверей, запланированный на 17 апреля и посвященный уже послевузовскому образованию. Так что интерес я проявлял не ко всему сказанному. Да и не я один - кто-то, вот, например, грызунов рисовал...
10. Кому еще не опостылела фраза "Не важно какой техникой вы фотографируете, важно как"? :)
11. Выступление длилось обещанных 1,5 часа, после чего декана сменила ее зам и стала отвечать на частные вопросы, а большая часть публики начала подниматься со своих мест и покидать аудиторию. В этот момент декан на несколько секунд прервала заместителя и сообщила о выставке работ студентов, проходящей на 3-м этаже, пригласив желающих к просмотру. Это было куда ближе к тому, что меня интересовало, и я, конечно же, отправился наверх.
12. Темы учениками выбирались самые актуальные - на все времена :)
13. Народу было немного. Небольшая группа, состоящая, похоже, из самих студентов, толпилась у окна, где свет на современное искусство проливал один известный и уважаемый человек...
14. А был им Владимир Юрьевич Вяткин. Подробно писать о нем смысла не вижу. Те кто в курсе - они в курсе, а кто нет - без труда найдут его в первых строчках Гугла, где информации об этом человеке более чем... Проблема затрагивалась самая основная и все та же, что и обычно в последнее время - содержание снимков. Недавно я уже
цитировал Варвару Гладкую по этому вопросу (в 6-м пункте). Владимир живо рассказывал истории из жизни, делился своим видением фотожурналистики и критиковал работы студентов - называл фотографии выставки этюдами, но желал "дерзать" дальше. Оставалось только улыбаться и прислушиваться :)
15. Что ж, не мне судить. По личным впечатлениям фотографии пришлись по душе. Конечно же, не все, но немалая их часть - по крайней мере, я не встречал того, что откровенно удивляло тогда
на отрытом показе у студентов Максимишина. Пока я переваривал увиденное и услышанное, выставка факультета заканчивала свою работу и ученики потихоньку начинали снимать фотографии со стен. А вот судя по настроению Вяткина, чувствовал он себя примерно так же, как и мужчина на фото в руках девушки.
16. Тем временем на балюстраде того же этажа проходила еще одна выставка фотографий - их автором являлся Александр Джус.
17. Некоторые работы фотографа меня впечатлили. Для тех же, кому хочется больше подробностей о выставке, могу посоветовать репортажи Михаила:
в его ЖЖ и
на "Русском Блоггере".
18. Параллельно подводились итоги Фестиваля школьных СМИ.
19. Что также снимали на видео.
20. К микрофону поочередно подходили призеры и получали награды.
21. С подробным репортажем об этой части дня можно ознакомиться
на сайте журфака. На мой взгляд, она была в первую очередь интересна самим участникам, и я потихоньку начал отчаливать, делая финальные кадры. Сначала торжественной обстановки...
22. Потом выдающихся личностей "колыбели", встречающих и провожающих у входа...
23. И, наконец, самого здания факультета, каким оно предстало мне в эти весенние выходные.
Подводя итог, могу сказать, что я бы почти что ничего не потерял, если бы пришел сразу на фотовыставку работ студентов журфака, послушал Вяткина и сходил на Джуса. Разве что не получилось бы охватить все событие в целом, а потому особо сильно о первых 2-х потраченных часах я не жалею - ознакомиться со всем в общем тоже было по своему полезно.
Если же сравнивать уровень "выхода" на журфаке с аналогичным уровнем "Школы визуальных искусств" у Максимишина, т.е. собственно ради чего и благодаря чему я попал на день открытых дверей, то тут я могу полагаться лишь на свой субъективный и любительский взгляд. На журфаке работы понравились, вроде бы ничего не удивляло в плохом смысле. У Максимишина было дело, не понимал...
По моим расчетам время Максимишина стоит дороже. Тут, конечно, могу ошибаться, т.к. данные об этом указаны расплывчатые, а я не уточнял. К примеру, 16 занятий, 8 месяцев, по 2 раза в месяц и 48 000 р. у Максимишина против 9 месяцев, по 2 раза в неделю, по субботам и 97 000 р. у журфака - не совсем четко ясны объемы. Но если предположить, что расчеты примерно верны, то логика подсказывает, что передать достаточно опыта за меньшее количество часов сложнее, нежели за большее. Какой бы гениальный учитель не был. А ведь штука в том, что на журфаке не менее авторитетные и уважаемые преподаватели, т.е. расстановка сил за разницей в часах, скорее всего, весьма близка.
Если смотреть с точки зрения профессиональной деятельности в будущем, то выбор скорее всего сводится не к тому, какое обучение выбрать, а скорее к тому, какое из них предпочесть первым. В конечном счете, я думаю, что у всех учителей такого уровня есть чему поучиться и у каждого свой уникальный опыт, одно другому не помешает и должно окупиться. И вот тут, прислушиваясь к интуиции, сначала смотришь на журфак. С другой стороны, если хочется попробовать себя и профпригодность под большим вопросом, то несмотря на, возможно, более высокую стоимость у Максимишина за час, эксперимент с ним в целом может обойтись в 2 раза дешевле. Пока что такие вот мысли появились - будем "анализировать это".