Иннопром. Часть 5. Про новый трамвай и чуть-чуть про инновации

Jul 15, 2011 18:06



Напоследок хочется поподробнее остановиться на новом трамвае от «Уралтрансмаша». Он стоит на улице среди экскаваторов и автобусов. Насколько он инновационен вопрос дискуссионный. Вообще, если говорить честно, я бы назвал всё иннопромное действо выставкой достижений уральской промышленности, науки, бизнеса, чего угодно. Но того, что можно назвать инновациями, там представлено не много.



Итак, трамвай. На «Иннопроме» выставлена модель 71-405-11. Внешне она мало чем отличается от обычного 405-го и выглядит не очень инновационно.





Если копнуть поглубже, то на вагоне реализовано несколько новых моментов. Этот опытный экземпляр заточен под автономный ход. То есть, он сможет проехать некоторое расстояние при отсутствии напряжения. Причем испытываться будут два варианта: на конденсаторах и на аккумуляторах. В первом случае предполагается автономный ход 500  метров, во втором - 50. Конденсатор представлен в салоне вагона.



Конечно, в данных исполнениях функция автономного хода исключительно для нештатных ситуаций, а не для движения по маршруту. То есть, вывести вагон из под изолятора или доехать до участка с напряжением будет можно. Наверное, нарастив батарею, запас автономного хода можно будет увеличить. Был бы спрос. Разработчики электрооборудования считают, что будущее именно за автономным ходом и отказ от контактной сети и тяговых подстанций не за горами (с сохранением этого хозяйства в местах подзарядки).
Второе новшество вагона - использование CAN-шины. Посредством неё бортовой компьютер вагона связан с основными элементами электрооборудования. Это довольно прогрессивный шаг. CAN получает всё большее использование в подвижном составе городского транспорта.
Если заглянуть в кабину, мы увидим новый пульт. На нём нет ни одного стрелочного прибора. Зато присутствуют три дисплея.



Центральный - сенсорный, отображает информацию о состоянии вагона. Слева и справа мониторы видеокамер. Всего их на вагоне четыре: левый борт, правый борт, вид салона и видеорегистратор на случай ДТП.
Вот камера видеорегистратора над лобовым стеклом. Левее неё виднеется кондиционер кабины.





Блок управления видеокамерами выглядит, конечно, кустарно и инородно, совершенно не вписываясь в новый пульт.



Странно расположена и кнопка аварийного тормоза, но как поясняют знающие люди, она для инструктора при стажировке.





На крыше токоприемник Lekov стоимостью полмиллиона рублей. На прошлом «Иннопроме» он стоял на полунизкопольном вагоне модели 407, но в Нижний Новгород тот был продан с обычным пантографом.
Испытания нового трамвая завод хочет провести в Екатеринбурге.
В настоящее время «Уралтрансмаш» собирает кузов вагона модели 409. Это трехсекционник с 100% низким уровнем пола. Его планируется презентовать вскоре на выставке вооружений в Нижнем Тагиле. Также в модельном ряду в буклете нарисованы 71-410 - аналог 409 только с двумя кабинами и дверями на обе стороны. А также 5-ти и 7-секционные 71-411 и 71-412.



Концептуально эти вагоны напоминают упоминаемый вчера Siemens Avenio. Но реально платежеспособного спроса в России на такую технику нет. Федеральная программа софинансирования «70/30» для трамваев закончилась не начавшись. «Уралтрансмаш» не может реализовать даже сделанные вагоны 403 и 405 моделей.
Если верить заводской табличке стоящего на «Иннопроме» трамвая, его номер 184, тогда как продано порядка 130 штук. Это за 10 лет производства. Полсотни вагонов где-то простаивают без дела. Муниципалитетам просто не по карману новые трамваи.



Например, в одном только Екатеринбурге срок службы выработали более 400 вагонов. Стоимость одного нового обычного высокопольного отечественного трамвая порядка 10 миллионов рублей. То есть, чтобы заменить их все, нужно 4 миллиарда рублей. Строительство выставочного центра в Екатеринбурге обошлось бюджету Свердловской области (оценочно) в 8 миллиардов рублей. Не, хороший выставочный центр городу, конечно, нужен. Только вот первоочередность таких инноваций очень похожа на пир во время чумы. И пока приоритеты расставляются так, по нашей стране будут плавать 50-летние теплоходы, летать 30-летние самолеты и прочий утиль, выпущенный ещё в Советском Союзе. На выставках мы будем смотреть на образцы диковинной техники. В это время остатки российской промышленности канут в небытие. Посмотреть на них будет возможно уже не на выставках, а в музеях.



Конец.

Иннопром, Екатеринбург, трамваи, транспорт

Previous post Next post
Up