Любая история может стать кинофильмом. Но, увы, не каждая достойная история достигает зрителя. И дело, порой, не в проблемах с финансированием. Так случилось с историей, которую придумал один знаменитый актер-певец и написал сценарий совместно с знаменитым сценаристом. Эта история произошла в стране, которой больше нет, много лет назад. Но по порядку:
Из книги "Венские каникулы":
"... однажды под новый 1979 год Володя рассказал мне историю генерала Войтенко. О том, как он во время войны попал в плен, как он и еще трое заключенных бежали из лагеря на юге Германии, где они работали в горах на заводе, производящем ФАУ и первые реактивные самолеты. Был тогда Войтенко старшим лейтенантом, летчиком. Они убежали, а война кончилась. И вот четверо бывших военнопленных разных национальностей, ошалев от радости освобождения, живут в свое удовольствие на одной брошенной вилле, потом перебираются на другую, на третью, никак не могут надышаться вольным воздухом. Но в то же время новые сложности жизни встают перед ними. Американский военный патруль принимает их за переодетых эсесовцев и пытается арестовать. В драке они убивают сержанта и скрываются. Военная полиция начинает их разыскивать. И вот Войтенко и его друзья, только успевшие ощутить вкус свободы, вновь оказываются в положении преследуемых, вновь отовсюду им грозит опасность. И в то же время в душе каждого горит желание скорее вернуться на Родину...
Я не буду сейчас пересказывать все перипетии этой горестной, трагичной и иногда смешной одиссеи, а тогда, выслушав, я спросил:
- Кто тебе это рассказал?
- Сам Войтенко. Он сейчас генерал, на пенсии. Он мне несколько вечеров рассказывал. Я даже на диктофон записал. Вот послушай...
Я довольно долго слушал сбивчивый, взволнованный рассказ старого человеа о тех далеких годах войны, о странных, причудливых, горьких и радостных событиях."
И еще один фрагмент:
" Буквально сразу после Нового года, первого января 79-го, мы взялись за работу....Потом прошли третьи сутки, четвертые. Тогда, занятый работой, я даже не подумал, что Володя за это время спал меньше меня, почти все время был на ногах, ездил на репетиции, спектакли, варил кофе, подбадривал и подталкивал меня, и при этом всем был весь поглощен сценарием, который мы сочиняли.(...) Просто дьявольская работоспособность была у этого человека. Словно в один день своей жизни он умудрялся прожить пять, если не больше. Такое сумашествие продолжалось пять суток. Утром шестого января сценарий был закончен. Конечно, это был еще только первый вариант, конечно же над ним еще предстояло работать, отшлифовывать, "доводить", углублять, усложнять, но он был! Восемьдесят семь страниц, отпечатанных на машинке, лежали передо мной на столе. Еще громоздились везде чашки с кофейной гущей на дне, пепельницы были полны окурков, у Володи и у меня были красные от бессонницы глаза. Я упал на диван и проспал до одиннадцати вечера, а Володя в это время поехал на репетицию в театр, потом проводил Марину Влади в аэропорт Шереметьево, потом поехал на какой-то завод давать концерт, а оттуда - в театр на спектакль. И в начале двенадцатого вернулся домой. Ввалился в квартиру со словами:
- Эдька, ты меня просто потряс, за пять дней написать сценарий! Ну кто еще на такое способен,а?
И я совершенно серьезно ответитл:
- Это ты. а не я..."
А далее началась борьба, в прямом смысле этого слова. Вы уже догадались, что Володька - это Владимир Высоцкий, а его соавтор Эдька - Эдуард Володарский. Сценарий был показан друзьям-режиссерам. Все разводили руками, понимая, что такую историю снять им не дадут. И тогда Марина Влади перевела сценарий на французский и показала Жерару Депардье. Тот был готов сниматься без гонорара. И Даниэль Ольбрыхский был готов к своей роли. Но продюсеров не было, а на родине Высоцкого этот сценарий никогда не сняли бы. Через год Высоцкий скончался. Много лет сценарий никому не был нужен. Володарский вспоминает, что Грузия и Франция начали работу над проектом. Это он пишет в 1990м. Володарский еще полон надежды увидеть последний сценарий Высоцкого на экране.
Дальнейшая судьба этого сценария мне неизвестна. Я не помню такого фильма. Ни в России, ни в Грузии, ни во Франции. В 90-ом мир рухнул, союз развалился, все постсоветское пространство, да и часть Европы, заполыхало смертельными конфликтами... До кино ли было...
А у меня на полке сохранилась тоненькая книжка, изданная в 90-ом, под названием "Венские каникулы", авторы Эдуард Володарскй, Владимир Высоцкий. Ее мне одолжил мой друг, режиссер Михаил Жерневский, я зачиталась и увезла ее потом в Грузию. Зажилила книгу, да, Миша... И мне совестно, но возвращать я ее тебе не хочу.
Все вспоминают песни, спектакли, стихи Высоцкого, а я знаю его как сценариста. И в нарушение всех законов, в самом конце моего поста хочу рассказать вам последний эпизод сценария. И вы поймете, чем еще мне дорог этот неснятый фильм Высоцкого и Володарского.
Финал:
"... - Попробуй лечь на колени! - кричал Владимир, сидевший за штурвалом. - Попробуй тебе говорят!
- Нет... - опять покачал головой Вахтанг, стоя на траве. - Ноги не поместятся... И фонарь не закроется...Взлетайте быстрее, ребята...
- Садись вместо меня, садись! - Даниеот хотел выбраться из кабины, но Вахтанг силой усадил его обратно, придавил рукой к сиденью.
- Я сказал, взлетайте. Скорее. Бегут солдаты. Дай вам Бог счастья. Быстрее! - Вахтанг обернулся и увидел, что по полю к реактивным машинам бежали солдаты.
Загудел, задрожал самолет.
- Прощайте, ребята... - Вахтанг улыбнулся им и быстро спустился с трапа, откатил его в сторону.
Владимир плакал, ругался последними словами, но слов из-за рева турбин не было слышно и кому-то грозил кулакоом. Потом замотал головой головой и ткнулся лбом в штурвал. И плакал, плакал...
- Давай газ! - закричал Даниель.
Самолет медленно тронулся, покатил все быстрее и быстрее, выруливая на взлетную полосу...
... Жерар и Николь добежали до машины, освещенне кругом света от прожекторов. Жерар рванул на себя ручки двери, но ручку заклинило, и дверь не открывалась.
- А-а, черт! - прорычал Жерар, кулаком разбил боковое стекло и открыл дверцу изнутри. И в это время прямо перед ним, в нескольких метрах вырос из темноты американский солдат. Вскинул автомат и загремела очередь. Жерар успел только загородить собой Николь. Он обнял ее и каждый раз вздрагивал, когда пули впивались в его тело. Затем медленно сполз на землю, упал навзничь. Но он еще был жив. Он смотрел в черное звездное небо и вдруг услышал пронзительный, звенящий гул турбины, а секундой позже мощный рокот взлетающего самолета. Страшно крича, Николь упала ему на грудь. Растерянно смотрели на них подбежавшие американские солдаты.
- Жерар, Жерар! - кричала Николь, стуча кулаком ему в грудь.
Жерар увидел красные мигающие огни самолета, уходящего в небо. Слабая улыбка тронула губы француза...
... Вахтанг тоже смотрел, как взлетел самолет. Потом обернулся и пошел навстречу бегущим по полю солдатам. Загремели автоматные очереди, пули взрывали фонтанчики у его ног. Лучи прожекторов переметнулись от места пожара и теперь шарили по полю, пока не нашли Вахтанга. Он поднял руку и помахал ею, проговорил укоризненно:
- Слушай, зачем стрелять, а? Все равно ведь улетели...
И в ту же секунду первые пули впились в него, а он все еще шел. Улыбнулся. Еще раз помахал рукой:
- Слушай, не надо. Иду же к вам, иду...
Но автоматы продолжали стрелять, и вот еще, и еще одна пуля попадает в грудь, в ноги...Вахтанг медленно упал на колени, а потом на спину. И глаза смотрели в черное звездное небо...
И в ту, предсмертную секунду он опять увидел Родину...город в котловине, засыпанный огнями...потом утро...Кура в туманной дымке и далекий монастырь на горной круче...Древний, могучий монастырь...