Originally posted by
govori_slushai at
Как я пытаюсь меньше поддаваться манипуляциям.Человек уязвим. Человек ограничен в своей способности видеть реальности этого мира, понимать их и объяснять их.
Одна из причин - когнитивный диссонанс.
Внутри человека не может существовать две абсолютно противоположные друг-другу установки. Это вызывает сильный дискомфорт. Чтобы выйти из этого дискомфорта, человек меняет свои установки так, чтобы выходило всё ровненько и гладенько, и его больше ничего не тревожило. Это не потому что человек идиот, приспособленец, тупой, а потому что он ограниченый в хорошем смысле этого слова.
Когнитивный диссонанс создаёт питательную среду для маленького-маленького зёрнышка для того, чтобы оно потом выросло в огромное дерево и закрепилось корнями так, что его не сдвинешь с места.
Например, как вербовали американских военнопленных китайцы. Они просили просто записывать фразу типа "Соединенные штаты несовершенны". И для начала всё. Это же легко. Это просто. Это не предательство, никто от этого не пострадает. Но это маленькое зёрнышко начинает прорастать. Внутри солдата начитают активно меняться его установки. Процесс пошел. Дальше он согласиться послушать, как "врут" другие солдаты. Он будет уверен, что они врут, но для зернышка это уже не важно. Дальше его попросят самого написать сочинение на тему, как плохо жить в соединённых штатах. И так тихой сапой американские военные превращались в красных коммунистов. Чего, они, возможно, до зёрнышка, не сделали под страхом смерти.
Поэтому важно согласиться со своей ограниченностью и долго думать перед тем, как впускать в себя даже самые маленькие зернышки. А говоря более простым языком: прежде чем совершить какой-то выбор, взять паузу и подумать.
Помните анекдот про ложечку?
- Рабинович, не приходите больше к нам в гости.
- Почему?
- Вы у нас в четверг были?
- Был.
- Так вот после вашего ухода пропали серебряные ложки.
- Но я их не брал, я порядочный человек!
- Мы знаем. Ложечки потом нашлись.
- Так что, можно приходить в гости?
- Э нет, ложечки-то нашлись, но осадок остался.
Вот это прямо работа когнитивного диссонанса.
Зная это, я выработала для себя несколько правил, следуя которым я могу уменьшить влияние чужого влияния на себя (но не убрать полностью).
1. Если я вижу, что некоторый поставщик информации меняет историю случившегося без адекватного опровержения, то это большой повод этому источнику не доверять.
"Внимание, внимание! Рабинович - вор! Он ворует серебряные ложки!".
"Внимание, внимание! Рабинович вор, хотя мы, конечно, знаем, что он не брал серебряные ложки, но осадочек остался. Давайте поговорим про осадочек и все те гадости, что мы услышали от окружающих, когда они узнали, что Рабинович-вор".
Такую прессу я больше никогда не читаю, а такие люди уходят в тень "доверяй, но проверяй".
2. Если от меня требуют принять решение быстро.
Когда у нас нет возможности подумать, у нас снижена критичность. Мы думаем - ну ничего страшного не будет, если я сейчас соглашусь, я всегда могу передумать. А семечко уже внутри, и росток прорастает.
Если же это война мнений в масс-медиа, то тут "кто первый встал, того и тапки". Кто первый предоставит зёрнышко для прорастания, тот имеет гораздо больше шансов на успех.
Поэтому я осознано отказываюсь формулировать свою позицию по какому-то вопросу, если этого требуют прямо сейчас или давят: "Если вы не выберете нас, то это будет значить то, что вы едите детей". Вот прямо сразу в сад. Конечно, это не значит, что сказанное ложь. Это значит, что скорее всего я имею дело с манипуляцией, а значит, нужно взять паузу на подольше и включить критику на полную катушку.
3. Когда я делаю выбор, я отказываюсь сразу выбирать между чёрным и белым. Я делаю свой выбор мягче. Взяв паузу, я слушаю себя, и могу сформулировать что-то вроде: "Когда я в хорошем настроении мне нравится выходить на улицу в белом платье с чёрной шляпкой". Это очень мягко. Круче "мне нравится белое, но на похороны я пойду в чёрном". Ещё круче "мне нравится белое, но это не значит, что я займу вашу сторону и буду сражаться за белое".
Манипуляторы могут тут пытаться додавить "ты уж определяйся, ты с нами или против нас. Если ты любишь белое, то почему бы тебе не сказать, что все, кто носит чёрное ублюдки и с ними нужно бороться. Иначе ты ссыкло поганое и жрёшь детей".
Вот, когда я такое слышу, то сразу в сад, с повышением критичности и т.п.
4. Я стараюсь сформулировать позицию уважения. Я знаю, что я могу ошибаться, потому что человек априори несовершенен. И я знаю, что могут ошибаться другие, по той же причине. Это не значит, что я должна отказываться совсем от своего выбора, но это и не значит, что я должна перестать уважать своего оппонента. Когнитивный диссонанс и манипуляторы подталкивают к тому, чтобы разделить лагерь. Если согласиться, то дерево пустит такие корни, что уже сложно будет найти, где начинается человек, а где заканчивается дерево. Поэтому я осознано и с преодолением значительных трудностей фокусируюсь на себе, а не на других. Моя речь изобилует "я-сообщениями", я ухожу в свою позицию, навожу там уют и сажусь в кресло. Воевать отказываюсь. "Ты-сообщения" вылавливаю, отмечаю, и переформулирую.
5. Я сразу повышаю свою критичность, когда вижу эмоционально нагруженные фильтры. Особенно фильтр "страшное". Психика человека устроена так, чтобы фокусироваться на нём, и не замечать больше ничего другого. Это может быть манипуляцией-отвлечением, а может просто присутствовать как факт. Не важно. Критичность понижается, а это повод её повысить. Если я вижу, что источник информации использует много того, что попадает под фильтр "страшное", то я автоматически снижаю доверие этому источнику.
6. Я формулирую цели.
Если идти по накатанной дорожке, то можно прийти к войне "ты плохой, а я хорошая" и в этой войне застрять. Формулировка конкретных целей позволяет фокусироваться на них и видеть, как кто-то или что-то могут утаскивать обратно в эмоциональное "будешь ли ты хорошей или плохой?". Манипулятору, особенно в межличностных конфликтах, выгодно, чтобы не было поставлено конкретной общей цели, потому что копошение в какашках, в стыде, в чувстве вины помогает контролировать человека и снижает его критичность.
Ну и классика. Подойдет для повышения критичности в любой ситуации и, как мне кажется, является идеальным пособием для увеличения компетентности психотерапевта.
Контрольный список 20 способов сопротивления нежелательному социальному воздействию
Филипа Зимбардо:
1. Практикуйте временами отклоняющееся от вашей привычной нормы (девиантное) поведение (вариант - практикуйтесь быть иногда девиантом); нарушайте свой обычный ролевой и личностный образ; учитесь принимать отвержение; играйте с наблюдением за собой с разных точек зрения.
2. Практикуйте высказывания: “Я сделал ошибку, “Мне жаль”, “Я был не прав”, “...и я научился на этой ошибке”.
3. Отдавайте себе отчет в общей перспективе, которую другие используют для обрамления проблемы, ситуации, текущего события, поскольку принятие их рамки в их терминах дает им силовое преимущество. Будьте готовы сделать шаг назад и отвергнуть эту рамку в целом и предложите вашу альтернативу перед обсуждением деталей.
4. Будьте скорее готовы претерпевать кратковременные потери в деньгах, самоуважении, времени и усилиях, чем страдать от разлада по поводу пагубного обязательства, которое держит вас в западне. Примиряйтесь с “заниженными издержками”, игнорируйте искушение и двигайтесь дальше с жизненным знанием, извлеченным из вашей ошибки или неверного решения и позволяющим не повторять этого.
5. Будьте готовы отступить назад из любой межличностной ситуации и сказать себе и этому значимому (контролирующему) другому: “Я могу продолжать жить без твоей любви, дружбы, расположения, плохого обращения, даже если такое действие может ранить - пока ты не прекратишь делать X и не начнешь делать Y”.
6. Всегда избегайте предпринимать сомнительные действия, которые, как настаивает провокатор изменения, должны быть сделаны немедленно; выходите из ситуации, выделяйте время для размышления, добывайте беспристрастные дополнительные мнения, никогда не торопитесь сразу соглашаться.
7. Настаивайте на понятных объяснениях, без двусмысленной речи; парафразируйте ваш взгляд на это. Не позволяйте провокаторам изменения заставлять вас чувствовать себя глупым; слабые объяснения являются признаками обмана или недостатка адекватного знания у якобы информированного собеседника.
8. Будьте чувствительными к ситуационным требованиям, какими бы тривиальными они ни казались: ролевые отношения, униформы, символы власти, знаки, титулы, групповое давление, правила, показной консенсус, редко встречающиеся лозунги, обязанности и обязательства.
9. Будьте особенно настороже в установлении отношений “хозяин-гость”, в которых вас побуждают чувствовать и действовать как гостя, накладывая, таким образом, ограничения на вашу свободу выбора и действия.
10. Не верьте в простые решения сложных личных, социальных и политических проблем.
11. Помните, что нет такой вещи, как подлинная, безусловная любовь со стороны незнакомых людей; любовь, дружба и доверие должны развиваться со временем и обычно включают взаимообмен, преодоления и соучастие - некоторую работу и обязательство с вашей стороны.
12. Когда обнаруживаете себя в обстановке обезличенного влияния, индивидуализируйте (выделяйте из ряда подобных) себя и агента влияния, чтобы установить взаимную человечность, индивидуальность, совместные интересы; прорывайтесь через ролевые ограничения посредством контакта глаза в глаза, персональных имен и похвал; владейте своей и партнерской личностными идентичностями.
13. Избегайте “тотальных ситуаций”, которые непривычны и в которых у вас мало контроля и свободы; немедленно определяйте границы вашей автономии; проверяйте психологические и физические выходы: принимайте небольшие ссоры как приемлемые издержки ухода от того, что могло быть большей потерей, если было бы доведено до конца.
14. Практикуйте “независимое участие” (“беспристрастный интерес”), занимайте свое сознание критическим оцениванием, отключайте свои эмоции в конфронтациях с теми, кто являются по-маккиавелевски сильными манипуляторами.
15. Жадность и раздувающая самолюбие лесть далеко продвинут манипуляторов-контролеров сознания и агентов жульничества, но только если вы позволяете себе быть совращенным этими ложными мотивами; сопротивляйтесь их соблазну, ориентируясь на самого честного, уверенного в себе человека, которого вы знаете.
16. Распознавайте ваши симптомы вины и индукции вины, провоцируемой в вас другими; никогда не действуйте по мотивам вины. Относитесь терпимо к вине как части вашей человеческой натуры, не спешите улучшать ее на тех путях, которые планируют вам другие.
17. Будьте внимательными в том, что вы делаете в данной ситуации, не позволяйте привычке и стандартной текущей процедуре заставлять вас действовать бездумно в том, что является слегка иной ситуацией.
18. Нет необходимости поддерживать соответствие между вашими действиями в разные моменты времени; вы можете измениться и не придерживаться фальшивого стандарта пребывания “надежным” и поддержания статус-кво.
19. Легитимная (законная) власть заслуживает уважения и иногда нашего послушания, но незаконную власть всегда нужно отвергать, не повиноваться и разоблачать.
20. Недостаточно открыто высказывать расхождение во взглядах или эмоционально страдать от незаконной деятельности или от изменения правил игры, как вы их понимаете, - вы должны быть готовы открыто не подчиняться, защищаться, бросать вызов и претерпевать последствия такого поведения.