Я не принимаю этого спектакля в любимом театре. Потому что после него мне не хочется, как это часто бывает в МДТ, размышлять и меняться. Не понимаю, зачем выбрана повесть Сергея Каледина - это слабо и неинтересно. Содержание повести смотрится блекло рядом с именами Абрамова, Гроссмана и Чехова в репертуаре театра. Не понимаю, зачем спектакль возобновлён. В 1990 году, наверное, это было смелое высказывание на тему страны и общества, сегодня актуалка военной риторики смотрится притянутой за уши пародией. Война действительно идёт, погибают люди и об этом надо говорить - но ведь не смешными историями о буднях солдат советской армии.
В спектакле замечательные этюды, которые, к сожалению, связаны между собой слабым сюжетом. Вроде и есть главный герой, а вроде его и нет. Кто он, почему главный, что там за предательство - все смыслы теряются за этюдами и сценическими придумками, визуальный ряд не дополняет смысл, как это чаще бывает в МДТ, а доминирует над смыслом. И пианино спускается с небес, и снег летит из-под сапог, актёры умеют прыгать, скакать, петь, маршировать, играть на музыкальных инструментах. Как никогда в МДТ - на сцене шум, музыка, лопаются воздушные шары. И за этим шумом не видно привычного актёрского ансамбля. Впервые я смотрю в МДТ не спектакль великой труппы и великого режиссёра, а спектакль только одного режиссёра. Оказывается, величия не бывает без со-трудничества. Замечательным Дарье Румянцевой, Станиславу Никольскому, Филиппу Могильницкому, Евгению Санникову негде развернуться, нет времени на диалоги и монологи, надо спешить скакать и смешить зрителя. А зал в восторге, зал смеётся. Над тем, какие тупые у нас в армии люди. И в МДТ опять же впервые не пытаются понять, заставить сопереживать героям, над ними только смеются и издеваются. Гуманистический театр забыл о гуманизме и пошёл греметь и хохотать.
В спектакле есть то, за чем можно вернуться - голоса актёров, отдельные чувственные и сексуальные этюды. Возможно, именно с такого стоит начинать разговор с молодым зрителем. Однако, ведь в репертуаре есть "Муму" и "Повелитель мух". Гастрольная слава "Gaudeamus" не вызывает гордости - там любят, когда русские унижаются. Спичечные коробки для анализов - это не смешно. Жаль, что в МДТ.