Именем технологической революции

Apr 06, 2011 16:19



Помнится, именем технологической революции многое “ставилось к стенке”. И речь не только о преподавателях латинского и греческого в классической гимназии. НТР “поставила к стенке” кочегара паровоза (вместе с паровозом). Да и “водитель кобылы” отправился туда же. И имя им - легион…

Нынче ЧасКор предложил материал о судьбе книжных технологий и текстов на фоне той самой НТР, которая многих и многое обесценила (“поставила к стенке”).

среда, 6 апреля 2011 года, 12.28


Денис Драгунский
Литературные мечтания

Глиняные таблички удобнее и приятнее, чем папирус

Бессмысленно покупать книгу, в которой тебе нужны несколько страниц или даже строк. Странно тратить немалые деньги на книгу, которую прочтёшь в лучшем случае один раз.
Подробнее

_______________

Понравилась историческая летопись (этапы революции), которые описаны в материале (цитирую):

Наверное, в своё время кому-то милее были глиняные таблички. С ними было гораздо приятнее, чем с папирусом, сидеть в тени зиккурата.

И уж конечно, были сибариты и традиционалисты, которые протестовали против «кодексов» (книг в нынешнем виде, которые надо перелистывать). Им были привычнее «волюмены» (то есть свитки, которые надо было перематывать с палочки на палочку, а потом укладывать в футляр).

Кстати, переход от «волюмена» к «кодексу» был настоящей информационной революцией. Стало гораздо удобнее читать несколько книг сразу. Сопоставлять, переписывать, цитировать, компилировать, делать закладки, искать в тексте нужное место. Это было гораздо важнее, чем переход от рукописной книги к печатной.

Не удержусь и добавлю авторские (Драгунского) выводы (цитирую):

Вещи, которые кажутся мне принципиально важными для понимания нового, цифрового этапа литературы.

Первое. Тексты стали в полном смысле слова общедоступными.

Второе. Следовательно, «собирание личной библиотеки» потеряло смысл; скажем так - потеряло изрядную долю того смысла, который оно имело ещё 10-20 лет назад.

Личная библиотека - это всегда довольно сложный выбор. Это такие соображения, как общепринятый культурный канон, личные пристрастия, престиж, давление референтной группы. Наконец, материальные возможности: даже богатому человеку приходится выбирать, какую книгу купить, от какой отказаться, потому что всё равно всего не скупишь, да и ставить некуда…

Но личная библиотека - это не просто книги на полках. Это овеществлённая иерархия литературных авторитетов. Как правило, более или менее общепринятая. Свободное подключение к «водопроводу литературы» разрушает шкалу ценностей, которая ещё недавно казалась незыблемой. Если Пушкин и Толстой, Стендаль и Хемингуэй не стоят на почётных местах в книжном шкафу - значит, они лишились этих мест и в голове читателя. Ну, осторожно скажу, лишаются. Сдвигаются с вершины пирамиды. Да и сама пирамида теряет свои очертания, окутанная сетью.

Наконец, третье. На место эрудита-знатока пришёл умелый net surfer. Традиционную начитанность сменяет навык добывать в Сети нужные материалы. Это тоже непросто, но это нечто другое.

Оригинал опубликован в блоге Планета е-книг. Оставить комментарий можно в жж или здесь.

кодекс, прогноз, е-книга, История, книги

Previous post Next post
Up