10 вопросов о физике и математике

Feb 21, 2021 02:01




Недавно был первый случай, когда я кому-то дал интервью. Его взяла Зоя Арефьева ( https://vk.com/id129030033 ), которая умеет задавать вопросы в своём неповторимом стиле. Спасибо ей.

1. Как узнать математика в очереди в магазине?

Он может купить четверть килограмма картошки. 🙂 Так было в анекдоте. В магазин заходит бесконечное число математиков. Первый из них просит у продавца килограмм картошки, второй - полкило картошки, третий - четверть килограмма картошки... Продавец отвечает: «Я понял. Вам два килограмма на всех».

2. Почему вы именно репетитор? Как всё завертелось?

В начале 2000-х я успел поработать в нескольких компаниях, занятых бизнес-консультированием. Для меня оно было интересным, я сам захотел попасть в эту сферу, но оказался там не на своём месте. Сложности возникали не в предметной области, которую я понимал хорошо, а в отношениях. Например, если у нескольких участников проекта есть разногласия о том, что и как надо делать для заказчика. Кончилось всё это тем, что однажды я потерял работу в неподходящий момент, во время экономического кризиса в 2008 году. Обычные методы поиска новой работы, которыми я раньше много раз пользовался, результатов не дали. Вот я и решил, что мне теперь лучше работать на себя (к чему уже был готов). А репетитором я стал из очень простых соображений. Чтобы начать это дело, не нужно было много вкладывать, я мог его делать в одиночку, услуга была всем понятная и легко продавалась. Быть преподавателем мне нравилось. Вот и сейчас так.

3. Один мой знакомый сказал, что физика - работа физическая. Правда ли это?

Наполовину правда. Если говорить о научных работниках, то физики делятся на экспериментаторов и теоретиков. Я принадлежал к первым и многое делал своими руками в лаборатории. Кроме того, мне приходилось таскать большие сосуды с жидким гелием (вот это уж точно была физическая работа). Сейчас я преподаватель, у меня другое занятие, но иногда я показываю ученикам какие-нибудь простые опыты. Например, могу взять кусок провода, намотать его на катушку и подключить к батарейке. Тогда катушка будет притягиваться к магниту или отталкиваться от него, в зависимости от направления тока. Дело это интересное, но им нельзя слишком увлекаться и уходить в сторону «занимательной физики», поскольку от меня хотят другого.

4. Можно ли доказать, что 2х2=5?

Конечно, можно. Для этого нужно сделать намеренную ошибку и хорошо её спрятать. Подобные вещи известны со времён Древней Греции. Там, например, кто-то доказывал, что самый быстрый бегун Ахиллес никогда не догонит черепаху, которая от него уходит. Он добежит до места, где черепаха была - а та немного уйдёт вперёд. Он добежит и до этого места - а черепаха опять окажется впереди (и так бесконечное число раз). Это рассуждение называлось словом «софизм», оно правдоподобно выглядело, но приводило к очевидно неверному выводу. Ну, а сейчас, чтобы его опровергнуть, достаточно быть школьником 9-го класса и хорошо учиться.

5. Чем физик или математик отличается от других преподавателей?

Тем, что он часто употребляет слова «Легко показать, что...». Эту фразу можно встретить в институтских учебниках. Но так мало кто говорит.

6. Был ли у вас личный рекорд по зумам или по количеству уроков в день?

По дистанционным урокам у меня особых рекордов не было. А раньше, несколько лет назад, я работал только очно и много ездил по городу. Если со своей окраины съездить на две другие, в разных концах, могло получиться и 100 км в день на метро. Это и ограничивало число занятий, особенно в будни. В субботу или воскресенье иногда получалось 5 уроков за день, но их было сложно вписать в свой график, и мне приходилось решать задачу «Из пункта А в пункт Б». Ну, а теперь я всё больше перехожу в онлайн.

7. Не скучно ли вам много раз объяснять всем одно и то же?

Моя работа состоит не в том, чтобы пересказывать книжки. Мне платят за индивидуальный подход и обратную связь. При одинаковой учебной программе все ученики разные, и проблемы у них тоже разные. Поэтому я внимательно смотрю, что делает ученик, решая какую-нибудь задачу, и где у него начинаются ошибки. Так можно закрыть пробелы в знаниях. Но для этого нужно их сначала увидеть.

8. Какой из предметов сложнее - физика или математика?

Раньше я думал, что физика однозначно проще, а математика сложнее (поскольку она более абстрактная). Но выяснилось, что есть люди, у которых наоборот. Среди них, например, оказалась моя знакомая, которая сделала карьеру в сфере ИТ и высоко там поднялась. Ей математика легко давалась и в школе, и в университете, а физика - уже не очень. Что же касается меня, то я инженер-физик по образованию и первому месту работы, физика мне нравится больше, и у меня это главный предмет. В математике моя роль более скромная, там я решаю задачи из серии «обучение простому» - как часть той же физики или как помощь ученикам, которые едва справляются с программой. А если кому-то нужно больше, охотно уступаю такую работу коллегам. От этого всем лучше.

9. Чем занимается преподаватель, когда его никто не видит?

Переключается между двумя окошками - в одном социальная сеть, а в другом подборка задач, которую нужно готовить для ближайших уроков. При этом у меня нет чёткого разделения времени между рабочим и свободным. Ближайшая аналогия - это две расчёски, которые вставлены друг в друга.

10. Есть ли у вас какие-то математические бзики, вроде загадывать желание, если на часах 14 часов 14 минут? Или брать только по два эклера в кафе?

Мне нравятся «красивые» даты, в которых есть симметрия. Многие из них, связанные с числом 12, закончились в 2012 году и не появятся больше. Но некоторые всё же остались. К примеру, в нынешнем феврале было 12.02.2021, а через год будет 22.02.2022. Кто пожелает отметить это событие, сможет поднять бокалы чуть позже десяти вечера. Тогда на часах тоже будет 22.02.

И напоследок скажите что-нибудь физико-математическое.

Желаю, чтобы производная от ваших успехов по времени всегда была положительной.

физика, работа, математика

Previous post Next post
Up