В школьных учебниках по математике есть раздел, где говорится о множествах. Чтобы сделать его более понятным, авторы обычно используют
круги Эйлера, которые частично пересекаются друг с другом. Очень похожие картинки возникают у меня в голове всякий раз, когда я задаюсь вопросом "Зачем люди учатся". Ответ на него я кратко изложу здесь, взяв вместо кругов осенние листики. Они подойдут ничуть не хуже.
Красный лист - это учёба для сдачи экзаменов. Часто она является головной болью для родителей и стрессом для школьников. Очевидно, что любой ЕГЭ или вступительный экзамен можно понимать как искусственный барьер, который кто-то поставил перед выпускниками, обещая им дать привилегии за успех или, наоборот, что-то запретить в случае неудачи. Ученик идёт на экзамен не для проверки своего уровня знаний, а ради приобретения выгоды (или красивой бумажки, дающей права на неё). Выучил, хорошо сдал, а после экзамена быстро забыл - победа. Плохо знал, но повезло с вопросами - тоже победа. А если наоборот, хорошо знал, но почему-то плохо сдал - это поражение. И тогда всё приходится начинать сначала.
Жёлтый лист - это учёба для дела. Тот, кто умеет и знает, может приносить пользу себе и другим. Если эта польза кем-то востребована, её легко обменять на деньги или ещё что-нибудь. От результатов такой учёбы зависит благополучие. И уважать человека, который стал профессионалом, тоже всегда есть за что.
Зелёный лист - это учёба в своё удовольствие. Многое из того, что не связано со своей жизнью или профессией, может быть непривычно и интересно. Так получается из-за "разрыва шаблонов", если реальность противоречит ожиданиям. На человеческом любопытстве "выросли" научно-популярные книги, журналы и фильмы. И они вряд ли когда-нибудь исчезнут.
Всё это вроде бы ясно. А вот теперь главное. За 11 лет ребёнок или подросток тратит на школу огромное количество сил и времени. Какая их часть приходится на учёбу для экзаменов, для дела и для себя? Может ли кто-то из вас это сказать, имея в виду своих детей (а если вспоминать прошлое, то и себя лично)? Речь ведь идёт о ценном и невосполнимом ресурсе. Спрашивать об этом учителей или авторов образовательных программ было бы бесполезно, поскольку они не знают ваших целей. И на один и тот же вопрос можно получить разные ответы. Мне, например, очень понравилась бы картина, где большой жёлтый лист (учёба для дела) заметно пересекался бы с зелёным (для себя), а маленький красный листик, связанный с экзаменами, полностью умещался бы на жёлтом. Но я прекрасно понимаю, что такое возможно не при любом выборе жизненного пути (под которым имею в виду профессию, социальный статус и страну проживания). И что у людей разные вкусы.
Конечно, в школу можно и не ходить, выбрав домашнее обучение (респект всем сообществам и клубам, возникшим вокруг него). Так можно сделать учёбу более эффективной и сэкономить много времени. Но главный вопрос при этом всё равно останется, и он будет тем же самым. На какое образование тратить свои ресурсы в первую очередь? В смысле, не на какой предмет, а на какую цель? Пока что я знаю
лишь одного человека, кто
развёрнуто высказался на эту тему. Не сомневаюсь, что есть и другие. Буду рад их услышать.