Кто? Что? Где? Как?
Метамодель языка в нлп это модель языка которая определяет лингвистические паттерны которые делают неясным смысл коммуникации, благодаря процессам искажения, упущения и обощения, и определят конкретные вопросы, имеющие целью восстановить связь поверхностной структуры с глубинной.
Метамодель впервые была описана в книге «Структура Магии» Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера. Но описание метамодели "размазанно" по всему первому тому. Роберт Дилтс в 1975 году представил описание метамодели в виде лаконичной таблицы.
Про опущение, искажение, обобщение можно прочитать в предыдущей
статье, здесь мы ограничимся пояснением к таблице:
К опущениям относятся паттерны: неопределённый референтный индекс, неконкретные глаголы, утраченный перформатив и номинализации.
К обобщениям: кванторы всеобщности и модальные операторы возможности и необходимости.
К искажениям: сравнение с умолчанием, причина и следствие и чтение мыслей.
В таблице:
Название - это название паттерна нарушения правильности метамодели языка.
Задача - что нужно сделать, чтобы восстановить правильность высказывания.
Способы - описание и вопросы для восстановления и прояснения.
Примеры - примеры проявления паттернов в языке и реакции на них.
Неконкретные существительные и местоимения
Восстановить исчезнувшую информацию.
Вопрос:
Кто/ что/ какой конкретно?
- Мужчины бесчувственны.
- Какие конкретно мужчины?
- Они меня не любят.
- Кто именно вас не любит?
Неконкретные глаголы
Определить комплексную эквивалентность.
Выявит конкретный набор действий, подразумеваемым говорящим.
- Как именно?
- Она одобрила меня.
- Как именно она вас одобрила?
- Они игнорируют меня.
- Как именно они это делают?
Номинализации
Превратить событие в процесс.
Использовать в качестве сказуемого.
- Где, когда и с кем вы хотите этого?
- Я не получаю никакого признания.
- Как бы вы хотели, что бы вас признавали?
- В моей жизни нет счастья.
- Где и с кем вы хотите быть счастливы?
Утерянный перформатив
Найти автора суждения.
Кто это определил?
- Психологи установили признаки лидерства.
- Какие именно психологи?
- Принято решение покупать.
- Кто это решил?
Кванторы всеобщности
Найти противоречия с опытом
1. Преувеличение.
2. Усиление интонацией.
3. Исключение из правил.
- Я ничего не делаю правильно.
- Вы абсолютно никогда ничего не делаете правильно?
- Ты всегда мне лжешь!
- Я всегда тебе лгу?
- Я никогда не получаю то, чего я хочу.
- Когда-нибудь вы получали то, что хотели?
Модальные операторы возможности и необходимости
Разрушить ограничения
Пересечение границ возможного.
- Я должен делать это.
- Что вам мешает не делать?
- Что произойдет, если вы не сделаете этого?
- Я не могу сделать это!
- Что произойдет, если вы все-таки сделаете это?
Сравнение с умолчанием
Выяснить то, с чем сравнивают.
По сравнению с
кем/ с чем?
- Он лучше?
- По сравнению с кем?
Причина и следствие
Выяснить, действительно ли справедливо предположение о причинно- следственной связи.
Каким образом
X вызывает Y?
- Ты разрушаешь мои планы.
- Каким образом я могу нарушить твои планы?
- То, что ты пишешь на стене,достаёт меня.
- Каким образом то, что я пишу, может тебя доставать?
Чтение мыслей
Выяснить способ получения информации.
Каким образом вы знаете, что Х?
- Я знаю, что для него лучше.
- Каким образом вы узнаете это?
Заключение
В последнее время НЛП стало популярным направлением в психологии что привело к бурному распространению сайтов и учебных курсов, более подробно ознакомится с НЛП не составит труда.
Исходя из анализа ресурсов по НЛП, человек представляется как компьютер с индивидуальным набором программ. Эффективность жизнедеятельности человека определяется качеством его «программного обеспечения», и может быть существенно повышена за счет перехода на более совершенные «программы» психической деятельности.