Сегодня наш уважаемый тандем президента и премьер-министра во все горло кричит о том, что России не хватает педагогов, призывая молодых специалистов идти в школу, ликвидируя дефицит кадров, возникающий из-за того, что «старая гвардия» выходит на пенсию. Рассмотрим это с точки зрения практической.
В 2007 году я пришла работать в школу учителем иностранных языков. Школа не самая захудалая, даже престижная. Гимназия, в которую ходят дети не самых простых родителей. Работала я со средним звеном, 5-7 классы. Позитвный момент только один: дети у меня были хорошие, светлые, воспитанные. Проблем с ними у меня не возникало.
Дальше позитив иссекает.
Зарплата у меня, как у молодого педагога, была - внимание! - 2180 рублей. При этом подразумевалось, что я должна детей все-таки чему-то научить.
А теперь об условиях работы.
Для занятий мне с моими детьми отводились лаборантские в кабинетах физики и химии, в которых на 9-12 детей было всего 6 мест, а доски не было вовсе. Вы можете научить ребенка иностранному языку без доски? Я не могу! Зимой эти лаборантские не отапливались совсем, при этом, когда однажды я пришла на занятия в куртке, я была вызвана к начальству, где мне на повышенных тонах заявили, что я не имею права приходить на занятия одетой: «Вы что, добиваетесь, чтобы дети жаловались родителям, что у нас так холодно в классах, что учительница ходит на занятия в одежде?!» Всю зиму я проходила без голоса.
Иногда на меня сваливалось счастье в виде каморки на первом этаже. Доска там была, мест хватало. Но в полу была дыра в подвал, и на занятиях стоял ничем не перебиваемый запах сырости и канализации. Заставить детей сосредоточиться в таких условиях было нереально. Присутствие доски компенсировалось качеством мела, который наотрез отказывался на ней писать, а из-за постоянной сырости он буквально таял в руках, добавляя в каморку стойкий запах сырой извести.
Работала я по программе, разработанной в 1975 году. По соответствующим учебникам. Научить по этим учебникам языку было просто нереально, приходилось искать иные материалы даже для того, чтобы научить детей читать. Когда это вскрылось, мне попало.
При этом было шикарное отношение со стороны старших коллег, которые смотрели на меня, извините, упырем, так как считали, что мы (молодежь) приходим в школу только и исключительно с желанием выпихнуть их на пенсию и лишить заработка.
Но больше всего порадовала ситуация с одной из классных руководительниц 6-го класса, которая в ультимативной форме заявила мне, что я просто обязана ставить Оленьке «пятерки». А Оленька, к слову, больше, чем на «три», на уроке не работала. Зато домашние сочинения она приносила написанные на таком иностранном языке, что ей позавидовали бы даже писатели-классики 18-го века.
Проработав в таких условиях без малого полный учебный год, я решила, что игра свеч не стоит, и уволилась под первым подвернувшимся предлогом. Тратить физическое и душевное здоровье за зарплату, которая не окупала даже транспорт, на котором я добиралась до работы, мне вовсе не хотелось….
В связи с последними заявлениями правительства о повышении зарплаты педагогам, я задумалась о том, чтобы возобновить работу в школе, правда, в самой обычной, где у коллег не было бы таких «закидонов», и где бы ко мне относились по-человечески.
Но не так давно состоялась у нас встреча одноклассников, где мы спросили у своей классной руководительницы: «Марь Иванна, а сколько вы в месяц получаете?». На что она ответила: «Ну, учитывая оклад, региональные надбавки, стаж, категорию, квалификацию, разряд и пенсию с такими же надбавками… Ну тысяч 25 в месяц выходит…»
Учитель высшей категории со стажем работы более 40 лет.
Я - молодой педагог, без стажа, квалификации, с невысоким разрядом и без пенсии с надбавками. Посчитала перспективу. От идеи вернуться к детям отказалась. Хотя очень хотелось.
З.ы. О качестве образования.
В той гимназии, где я работала, были крайне креативные и современные подходы к образованию. Мои шестиклашки отлично знали, что такое «фонема», «морфема», «лексема» - слова, которые я услышала только в ВУЗе на курсе лингвистики, зато слово «ещё» некоторые, как в анекдоте, писали с четырьмя ошибками.
Исходя из всего вышеописанного, я еще в 2008 году поняла, что, когда у меня будут свои дети, учиться они будут в обычной школе, а не в «крутой» гимназии, где их будут нагружать в разы больше, но непонятно чем.