Постараюсь очень кратко и не очень образно, чтобы вторая "Война и мир" из-под клавиатуры не вышла.
За образовавшийся недавно у меня отпуск успела я совершить марш-бросок по 1/6 части суши с багажом солидного размера (ибо во всех пунктах маршрута просили что-либо привезти).
Друзья, после этого Я ОБОЖАЮ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ТРАНСПОРТ!!! И это я говорю без сарказма абсолютно! Почему? А вот почему.
Москва
Первым пунктом моего назначения была Нерезиновая. То что наземного транспорта там просто нет, а вместо него есть одна сплошная "пробка" - это ни для кого сегодня не секрет. Поэтому если хочется перемещаться в разумных временных рамках, приходится пользоваться рельсовым транспортом (т.е. метро, электрички и аэроэкспресс).
Первый шок я испытала уже от аэроэкспресса. Слава богу, сегодня там ходят новенькие составы, а не старые убитые электрички еще с деревянными скамейками, какие ходили 5 лет назад. Но приходят они не в отдельный терминал, как во Владивостоке, а по обычным путям на обычные московские вокзалы (в моем случае, на Павелецкий). На платформах, покрытых асфальтом с внушительными выбоинами, вы смешиваетесь с толпой пассажиров обычных электричек и идете в здание, где ждет вас первый облом: пандусов для чемоданов нет, и их надо нести в руках по лестницам. Вот тут я и начала ощущать первую радость от встречи со столицей. При этом другим абсолютно наплевать, что ты девушка и тащишь на себе почти 30 кг, тебя пихают, толкают и орут, чтобы увеличивала скорость.
Попав в метро и добравшись до другого вокзала (в моем случае - Курского и Ярославского), чтобы уехать в ближайшее Подмосковье, впадаешь в ступор. Всем, кто хоть раз ездил в Москве в пригородных поездах, известно, что там вход на платформы электричек только через турникеты. И выход тоже. По бокам расположены широкие турникеты для людей с багажом. но они не работают. Совсем. За все мои ежегодные поездки в Нерезиновую ни разу ни на одном вокзале не видела их в действии. И тут как повезет: если смена контролеров адекватная, то у вас просто прверят билет и пропустят сбоку через "инвалидку"; а вот если неадекватная, то будут пропихивать силой через узенькие турникетные створы, несмотря на то, что чемодан туда ну вообще не пролезает. Совсем и никак. По Горьковскому направлению на промежуточных станциях турникетов нет, так что спуститься с платформ легко. Было бы, если бы не лестницы. Пандусов нет. А вот при движении с Ярославского вокзала турникеты есть на всех станциях, но все они с узким створом (хорошо, если не перекидные - это вообще мрак). Минут 5 пропихиваешь багаж, после чего турникет начинает злиться на попытки впихнутьв него невпихуемое и отоваривает тебя створками от всей души... После того, как каким-то чудом таки преодолеваешь механический барьер, постигает новое разочарование: попасть на другую сторону можно либо над земле, либо под ней. И - правильно! - пандусов нет.
Но больше всего меня озадачило то, что на кольцевой линии станции метро "Комсомольская" (кто не знает, над ней располагаются сразу три немаленьких вокзала), чтобы попасть в город, тоже надо подниматься пешком по ступенькам. Слава богу, воробушек я стреляный и додумалась перейти по эскалатору на радиальную ветку и оттуда преспокойненько на эскалаторе подняться наверх.
Попасть мне было нужно на Казанский вокзал, строившийся в свое время немцами и по немецкому проекту, из-за чего получился весьма бестолковым (длинные путаные переходы, проходные и всеми ветрами продуваемые залы, даже левосторонняя система движения поездов по путям, что поначалу просто взрывает мозг). А главное - обилие лестниц с крутыми ступеньками. И - как вы угадали?! - пандусов нет!
Питер
Следующий остановочный пункт - северная столица. Турникеты в метро тут гуманные, но есть подстава. На станциях метро, расположенных возле вокзалов, за багаж требуют отдельную оплату, на других станциях перевозка багажа входит в стоимость поездки. Это надо учитывать.
Спускаюсь на станцию Маяковская/Площадь Восстания. Питерское метро, к слову, является самым глубоким в мире, поэтому в нем очень длинные эскалаторы, а в переходах между станциями очень много лестниц. Поняли, да, мою мысль? Пандусов тоже нет! Боги, это смертельно!!! Общая моя эрудиция подсказала мне, что есть выход в виде станции метро Технологический институт (или Техноложка, как ее тут называют), на которой организована кросс-платформенная пересадка (это когда поезда разных линий, следующих в одном направлении, прибывают к одной и той же платформе с разных сторон). Но увы, это тоже не панацея, потому что станция жутко перегружена, учитывая, что на красной ветке находится самая загруженная станция петербургского метро - Проспект Ветеранов.
Зато сам город очень неплохо приспособлен для передвижения людей с ограниченными возможностями и с габаритными грузами. И так как "пробок" гораздо меньше, чем в Москве, то автобусы и троллейбусы - это неплохая альтернатива метро. Правда, стоимость проезда на всех маршрутах разная: от 25 рублей и выше. Верхняя граница кроется в тумане. А еще в частных автобусах нет автоинформаторов. Совсем. И это очень неудобно, потому что выйти не на той остановке - это преспектива долгого пути пешком. Расстояния в Питере немаленькие.
Брянск
Брянск, господа, - это ад. Просто ад. Попадаешь в этот ад прямо с вокзала, когда надо выйти в город. Попасть можно либо по подземному туннелю, либо по виадуку. Надо говорить, что с пандусами?
Если вы уезжаете с привокзальной площади, то вам еще везет. А вот если вам надо уехать с улицы Никитинской, то вы попали. Там проходят только маршрутки. Причем они не останавливаются на всех остановках при наличии свободных мест, как во Владивостоке. Ничего подобного! Чтобы попасть в вожделенный транспорт, надо прыгнуть "микрику" под колеса, размахивая руками. При этом, как понятно, номер маршрутки надо углядеть заранее. А поезда из Москвы и Питера приходят в 5.20 и 5.40 утра, когда на улице еще темно. Конечно, номера на лобовом стекле типа подсвечиваются, но в темноте все это расплывается, и ничего не видать до тех пор, пока транспорт не оказывается прямо у вас перед носом. Когда начинает светать, маршрутку можно и поймать. Но на этом приключения только начинаются. Вы пробовали ездить в "Газели" с чемоданом? Нет? Вы многое .потеряли! Развлечение, обеспечивающее адреналином не хуже прыжка с парашютом! А других-то автобусов нет. Взять такси? Да легко! Если знаете, как ехать. Только Фокинский район состоит в основном из частного сектора, и там в основном тропинки, по которым можно идти. А вот как ехать - это только аборигены знают.
Вообще основа пассажирского транспорта в Брянске - это маршрутки. Всегда, везде и на всех маршрутах. Просто в силу того, что почти везде либо частный сектор,либо застройка в 5(реже в 9) этажей. Есть в городе и большие муниципальные автобусы. На центральных маршрутах. Но избалованная владивостокским транспортом, садиться я в них брезгую весьма. На маршруты выходят "ЛиАЗы" и "Икарусы", возраст которых гораздо больше моего.
Больше всего меня поразило, что один из микрорайонов Брянска (фактически типа нашей Седанки) остался без маршрутного сообщения. Ходит один убитый автобус, раз в час с 8 утра до 8 вечера, и то по короткому маршруту до вокзала "Брянск-2". Сравнивая с нами, это как если бы мы Седанку вывозили только до Зари. На мой вопрос, почему все это терпят, ответ был гениальный: "А 20 лет назад и этого не было!" А что у нас будет, если на Фанзавод не придет положенный им раз в 10 минут с 6.30 до 22.30 автобус, возящий жителей через весь город? Про состояние брянских дорог отзовусь кратко - поездка совмещается с вибромассажем. А то, что местные называют "пробкой" кроме снисходительного смешка не вызывает ничего.
Стоимость транспортного удовольствия - 14 рублей в маршрутке и 12 в автобусе. Вполне разумно, учитывая изысканность меню.
Донецк
На украинской стороне с транспортом все совсем интересно. Автобусов в Донецке на центральных улицах мало, зато каждые 2-3 минуты ходят троллейбусы. Причем большие "гармошки". Стоимость проезда - 1.5 гривны (примерно 6 рублей). Дешево? Возможно. Но и зарплаты там очень низкие. Автобусы представлены такими же, как и у нас "Манами" и "Неопланами". А вот в небольшие микрорайоны и пригороды ходят небольшие автобусы белорусской сборки, на вид больше всего напоминающие китайские "Адмирал" или "Шао-Линь". Но в отличие от последних, продукция братского автопрома обладает более мягким ходом и удобным салоном. Стоимость проезда - 2.5 гривны (около 10 рублей). Недостаток один - ходят достаточно редко. Ну и с крупными сумками в них достаточно трудно, поэтому целесообразность их использования на межгороде для меня вовсе не очевидна.
"Пробок" лично я не видела, но меня заверили, что они там бывают.
Таганрог
Начать стоит с того, что в Таганроге очень развиты трамвай и троллейбус, трамваи ходят новые, маршруты у них длинные. Правда, у них есть выделенные полосы, и траффику они совершенно не мешают.
Автобусы в городе - в основном "Хайгеры" средней вместимости, попадаются "Хендэ Каунти". Есть и большие автобусы, но достаточно старенькие, да и люди их не очень любят, потому что на них ехать гораздо медленнее, чем на "середнячках".
Вообще к Таганрогу в плане транспорта придраться очень трудно: автобусов много, ходят часто и по всем направлениям. Цена вопроса - 12 рублей. Единственный недостаток - очень уплотнены ряды сидений в автобусах, сидеть людям высокого роста практически невозможно. Во Владивостоке такое явление было раньше, сейчас встречается редко, а вот там все еще цветет и пахнет. Соответственно, с сумками тоже не удобно, приходится ждать большой автобус. И тут всплывает факт, делающий ожидание в половине случаем бессмысленным: большие автобусы на остановках по требованию не останавливаются, азначит, подходят далеко не всем. Идти же пешком по городу, в котором вечно идут какие-то раскопки, да еще и с сумками - удовольствие сомнительное.
Ростов-на-Дону
Ростов в плане транспорта мог бы претендовать на звание моего кумира. Маршрутов много, автобусы ходят часто, стоимость проезда 15 рэ, а для школьников и пенсионеров - 7.50. Недостаток один - автобусы достаточно старые, но за последние пару лет появилось приличное количество новых РоАЗов. Для обеспечения города общественным транспортом на местном комбайновом заводе наладили линию по сборке автобусов. С нашими "Манами" не сравнить, конечно, но в принципе, автобусы довольно приличные. Предусмотрена безналичная оплата.
Еще в Ростове очень удобно, что на одной площади создан огромный транспортный узел: междугородний ж/д вокзал, пригородный ж/д вокзал, автовокзал и пригородная автостанция. Тут же несколько платформ для городских автобусов, троллейбусов и трамваев, расходящихся по всем направлениям. А еще в центре узла - огромная многоярусная парковка для личного автотранспорта. Вокзалы оборудованы всеми необходимыми пандусами (как и городские тротуары, кстати), эскалаторами, турникетами для пассажиров с крупным багажом, справочными стендами и санитарными комнатами. Хаб получился действительно очень мощный и удобный, можно брать пример.
Но и в Ростове есть свои недостатки: в выходные количество транспорта резко сокращается. Собственно, во Владивостоке тоже сокращается, но пассажиры этого почти не ощущают, а вот в Ростове на расчет времени в пути приходится накидывать чуть ли не час. Иначе перспектива опоздать становится более чем ощутимой.
Ну и на просьбу дать билетик, водитель с барского плеча протянул мне целый рулон и предлагал еще (у него их там целый мешок, пассажиры про них не вспоминают вовсе). А еще водители спокойно болтают по мобильнику без гарнитуры (кстати, как и везде, где я была), и нкому до этого нет абсолютно никакого дела. Менталитет, однако, другой...
Воронеж
Воронеж - это древние ПАЗики, "Мерседесы", "Вольво" и ЛиАЗы, которые сами водители называют сараями, и маршрутки. Если вы думаете, что во Владивостоке водители автобусов устраивают гонки - вы не были в Воронеже. Там каждый водитель ездит по своему четкому графику, которому он следует минута в минуту (чего некоторые товарищи хотят добиться и у нас). Вроде бы и неплохо, но как оказалось, палка о двух концах. Только образуется пробка - водитель начинает отставать от предписанного времени и... выезжает на встречку!!! Сначала я была в ужасе, когда это увидела, но меня успокоили, что в Воронеже это нормально, этому никто не удивляется, и гаерам по барабану. И им реально по барабану, как и на все то, что происходит на дороге. По этому городу каждый ездит как хочет, даже задним ходом, поэтому аварии там просто без преувеличения на каждом перекрестке, и сразу по 3-4 машины, из-за чего на широких улицах с потенциально очень высокой пропускной способностью вечные "пробки". Автобусы попадают в аварии тоже с завидной регулярностью, по десятку в день. Столько аварий, сколько в Воронеже за несколько дней, я во Владивостоке не видела за несколько лет. Ах, да, я забыла сказать, что для того, чтобы сесть в маршрутку, надо ухитриться "поймать" ее во время ее пролета по "встречке"? Да-да, они там тоже на остановках не останавливаются, если нет выходящих, даже при наличии свободных мест.
Кстати, там где-то мелькнуло, что Воронеж хорош для жизни. Ну-ну! Тротуары убитые, дорожные знаки в полном хаосе (жалею, что не фотала, по ним реально далеко не уедешь), противоречат друг другу и предписывают движение по встречной, ну и освещение города и пригородов по типу "зебра" (полоса светлая, полоса темная). Кстати, еще в Воронеже очень много алкоголиков и наркоманов, город производит очень гнетущее впечатление.
Стоимость проезда - 11 рублей, в маршрутках - 13, но попадаются так называемые "народные" маршруты, они бесплатны. Но и качество обслуживания соответствует цене.
Владивосток
Прибываю в воскресенье. Какое счастье! В аэроэкспрессе есть эскалаторы, прямо перед вокзалом стоят автобусы во все направления. Большие, нормальные, человеческие автобусы! Которые не надо вылавливать на встречной полосе. И их не надо ждать почти час, несмотря на выходной день. Стоят на остановках по 3 минуты? Да пусть стоят, лишь бы по "встречке" не гоняли! А еще они новые и чистые. Да, господа, по сравнению с тем, что я видела, они почти стерильные! Никогда не думала, что это скажу, но я резко полюбила владивостокский транспорт. Все, видимо, в сравнении познается.