Негативные последствия применения передовых технологий сильно преувеличены
Каждую зиму москвичи читают статьи о вреде противогололедных реагентов. Якобы те засаливают почву, негативно влияют на автомобили, обувь и домашних животных и вообще плохо работают. Но недавно проведенный опрос ВЦИОМа показал, что 87% жителей столицы практически ничего не знают о реагентах. Мы попытались разобраться в ситуации.
МАКСИМАЛЬНО НЕЙТРАЛЬНЫ
На прошлой неделе руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский обнародовал результаты экологического мониторинга. Согласно этому документу на сегодня засоленной земли на территории Старой Москвы почти не осталось. За 3 года, что в столице применяют новые многокомпонентные противогололедные материалы, концентрации хлоридов в придорожных зонах уменьшились в 3,3 раза. Экологи приходят к выводу, что нынешние реагенты в Москве максимально нейтральны к окружающей среде.
Данную позицию подтверждают и иностранные эксперты. На Международном конгрессе по содержанию зимних дорог в Андорре французские ученые признали, что используемая в столице мраморная крошка с добавлением хлоридов натрия и формиатов наиболее безопасна, эффективна и меньше других влияет на автомобили и домашних животных.
Что же касается обуви… Существует мнение, что у каждого второго жителя Москвы из-за реагентов портятся зимние сапоги или ботинки. Но данные того же опроса ВЦИОМа говорят об обратном: более 54% жителей столицы заявили, что новые реагенты не портят их обувь.
Статистика ДТП также подтверждает достижения в области разработок реагентов - несмотря на рост количества автомобилей, число ДТП каждую зиму снижается в среднем на 15%.
Медики отмечают, что травматизма среди пешеходов из-за гололеда этой зимой стало меньше в два раза.
- Среди пешеходов из-за гололеда пострадали 916 человек в этом году и 1816 - в прошлом, - уточнил заместитель директора Научно-практического центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения Москвы Евгений Круговых. Для сравнения: зимой 2010/11 года, когда использовались другие реагенты, по данным Департамента здравоохранения, из-за гололеда пострадали 3476 пешеходов.
ПО СУТИ - СПРЕССОВАННЫЙ МЕЛ
Москва, кажется, нашла оптимальный состав противогололедных материалов. Это удалось сделать не сразу. В ведущих российских институтах в течение нескольких лет изучались компоненты, способные плавить лед. После чего провели испытания: были взяты несколько реагентов, которые проверялись на разных улицах в течение зимы. Максимально эффективные и безопасные соединения были включены в технологию зимней уборки, которую утвердили в 2011 году.
Согласно этому документу для разных городских нужд используются различные антиобледенители. Так, для содержания проезжей части - жидкие и твердые комбинации хлоридов натрия и кальция (именно такими смесями обрабатывают дороги за границей), а также хлоридов натрия, кальция, калия с добавлением формиатов натрия, который препятствует коррозии автомобилей. Такой многокомпонентный состав позволяет смеси работать при более низких температурах - до -30 градусов по Цельсию. Для тротуаров используется состав, максимально щадящий обувь и почву, - формиат натрия, пищевая соль и мраморная крошка (по сути - спрессованный мел, который также часто грызут дети).
В 2012 году список применяемых в Москве технологий попытались расширить. В документ был внесен еще один реагент, бишофит - маслянистый раствор солей, богатых бромом, магнием, селеном и железом. Однако препарат получил отрицательное заключение: у бишофита оказались повышенная вязкость, что увеличивает тормозной путь на дороге, и высокая коррозийная активность. Кроме того, содержание селена в реагенте превышало допустимые нормы в 20 раз. Технологию зимней уборки с применением бишофита комиссия отклонила.
Тема борьбы с гололедом в последние годы приобретает актуальность по всему миру. В США, где в этом году были не только сильные снегопады, но и экстремальные для территории морозы, столкнулись с серьезной проблемой: техническая соль, которая является основным реагентом, не справлялась с гололедом при температуре ниже -9 градусов по Цельсию. Американские СМИ сообщают, что местные специалисты рассматривают возможность использования многокомпонентных противогололедных материалов, аналогичных тем, что применяются в Москве.
Источник:
http://www.kp.ru/daily/26207/3092729/