Людмила Семеновна Лукашёва, президент Уральской ассоциации беженцев, эксперт-консультант Общественной палаты Свердловской области, Лауреат Национальной премии «Гражданская инициатива», г. Екатеринбург,
А.А.Мостовой, Специалист-эксперт Управления по вопросам гражданства Администрации Президента РФ (1994-1997 г.г.), г. Москва,
Н.В. Коверник, представитель Уральской ассоциации беженцев в Красноярском крае, г. Красноярск
Искажение истории миграционным ведомством России
Парламентские слушания:
Доклад «О миграционной политике Российской Федерации на пространстве Содружества Независимых Государств», г. Москва, 2 апреля 2018 года.
Ровно месяц назад Президент России в своем Послании Федеральному собранию обозначил стратегическую цель законотворческой деятельности государства: «В основе всего лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан». Эта фраза и станет краеугольным камнем моего выступления.
28 марта в ГосДуме состоялся круглый стол, посвященный Стратегии национальной политики России. На нем депутат Водолацкий подчеркнул: «Мы должны суметь ответить на попытки ИЗВНЕ исказить историю России, разрушить традиционные семейные ценности».
Трудно не согласиться с этим утверждением, но мне кажется более опасным, когда попытки исказить нашу историю исходят не извне, а изнутри, когда исполнение действующего законодательства строится на искажении, фальсификации и некомпетентности.
Вот цитаты из ответов госслужащих России:
«Для сведения сообщаем, что Российская Федерация образовалась в 1991 году в связи с распадом СССР и Вы являетесь гражданами СССР в прошлом и РСФСР по рождению, но не Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации по рождению приобретают лишь лица, родившиеся после 6 февраля 1992 года», - начальник ПВУ ГУВД Свердловской области полковник Виктор Исаков (2003 год).
«Российская Федерация не является правопреемником как Российской Империи, так и Российской Республики, провозглашенной Временным Правительством», -ВРИО начальника УВМ МВД полковник Дмитрий Демиденко (2018 год).
ОНИ И СЕГОДНЯ НА ЭТИХ ПОЗИЦИЯХ
Можно улыбнуться таким «перлам» (А ИХ ТЫСЯЧИ!!!), можно списать на «не ведают, что творят». Но, повторюсь, эта позиция, установленная кем-то 25 лет назад, продолжает разрушать нашу государственность изнутри, фактически перечеркивает историю России, судьбы ее граждан, живых и павших во все времена и захороненных по всему миру, а в правоприменительной практике эта позиция упорно отрицает гражданскую идентичность и гражданскую принадлежность наших соотечественников, затрудняет их возвращение НА РОДИНУ.
Об этом шел разговор на конференции в Екатеринбурге, посвященной гражданству России как правовому щиту соотечественников.
Предлагаю сделать исторический экскурс и понять, где расходятся в понимании законодательства о российском гражданстве его исполнители и граждане? Итак, что же такое гражданство и в чем его сущность? По закону, - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. То есть, не только граждане обязаны государству, но и государство сильно обязано своим гражданам.
Однако, ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА, отслеживая полемику граждан и государства по вопросам гражданства, прихожу к выводу, что ЭТИ ГОДЫ наши чиновники так и не смогли изучить «Закон о гражданстве Российской Федерации» и не научились правильно его применять. Они путаются во вроде бы очевидных вещах: существовало ли гражданство РСФСР в период вхождения России в СССР? Является ли Российская Федерация правопреемником и правопродолжателем РСФСР или же наше государство возникло заново? Являются ли граждане бывшей РСФСР гражданами Российской Федерации? Сохранилось ли гражданство по рождению, если лицо проживало какое-то время за рубежом? ПрекращаетСЯ ли с приобретением иного гражданства ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЕ?
Главный вопрос, в котором путаются не только рядовые граждане, но и чиновники, уважаемые судьи всех инстанций и даже депутаты: когда появилось российское гражданство и существовало ли до распада СССР?
Откроем прежний закон о гражданстве и вспомним часть 2 статьи 12: «При определении принадлежности к гражданству Российской Федерации применяются акты законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, бывшего СССР или существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 года Российского государства, действовавшие на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству Российской Федерации».
По непонятным причинам из всех учебников истории выпала важнейшая дата, которая могла стать государственным праздником - День Республики. Это 1 сентября 1917 года. Именно в этот день было оглашено Постановление Временного правительства о провозглашении Российской республики, и наши предки из подданных (читай - объектов права) превратились в граждан, равновеликих государству субъектов ПРАВА. И с тех пор какие только ветра и поветрия ни пролетали над нашей Россией, они никак не могли изменить эту историческую данность.
СО дня подписания Договора о создании СССР мир получил добротную модель народосбережения - когда, не ломая выстроенных государственных отношений и правил, власти субъектов бывшей Российской Империи СОЗДАЛИ надстройку - гражданство СССР, КОТОРОЕ СТАЛО надгражданством. Невозможно было СТАТЬ ГРАЖДАНИНОМ СССР иначе, как СТАВ гражданИНОМ какой-либо из республик, входивших в его состав.
Вот выдержка из СОЮЗНОГО ДОГОВОРА 1922г.
1.Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежит… основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев».
А в КОНСТИТУЦИИ СССР 1924 года это закреплено окончательно.
В документах СССР речь лишь о союзном гражданстве и только в отношении иностранцев. То есть гражданство по рождению признавалось естественным, природным правом, чем оно является и по сей день.
А как соотносилось гражданство СССР с гражданством России?
Снова смотрим КОНСТИТУЦИЮ СССР 1924 года:
«Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство».
Было ли это лишь декларацией, или же гражданство России было реальностью? На этот вопрос однозначно ответила КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 года:
«В СССР установлено единое СОЮЗНОЕ гражданство. Каждый гражданин союзной республики является гражданином СССР».
Именно непрерывность российского гражданства во времени, ПРОСТРАНСТВЕ и НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ приобретения иного гражданства позволила сделать экспертам Евросоюза вывод о том, что Закон России о гражданстве 1991 года является лучшим мире с точки зрения соблюдения прав человека.
Итак, мы доказали, что гражданство РСФСР существовало вплоть до принятия в 1991 году закона о переименовании РСФСР в Российскую Федерацию - Россию. Несмотря на очевидность этого, многие чиновники отрицают непрерывность российского гражданства и даже… утверждают, будто Россия как государство возникла абсолютно заново, а всё прежнее, в том числе и гражданство - исчезло. Мотивируют так: была РСФСР, стала РФ - совершенно другое государство, значит и гражданство РСФСР исчезло. К сведению оппонентов. Россия после свержения монархии пять раз меняла своё название: Российская Республика, Российская Советская Республика, Р.С.Ф.С.Р. (Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика), РСФСР (Российская Советская ФЕДЕРАТИВНАЯ Социалистическая Республика), Российская Федерация - Россия.
И если следовать логике чиновников, каждый раз оно начиналось заново, с чистого листа?!!
На самом деле гражданство в России не исчезало ни на миг, ведь с исчезновением граждан (НОСИТЕЛЕЙ ЕГО СУВЕРЕНИТЕТА) исчезаЕТ … само государство!
Давайте снова обратимся к документу - Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 года: «На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР».
Таким образом, ещё раз было подтверждено существование гражданства РСФСР и неразрывность его с гражданством СССР. Во исполнение Декларации в 1991 году народные депутаты приступили к разработке первого в России Закона о гражданстве. Того самого, который ЭКСПЕРТАМИ СОВЕТА ЕВРОПЫ был признан лучшим в мире!
Разберем основные принципы приобретения российского гражданства в порядке филиации (по рождению)? Именно этот урок до сих пор не выучен российскими исполнителями закона и они постоянно путаются в двух частях его 13-й статьи. Этих принципов всего два - принцип «права почвы», закрепленный в части 2 статьи 13 закона о гражданстве 1991 года (цитирую: «Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации…. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения»);
и принцип «права крови», закреплен в статье 14 прежнего закона (цитирую: «Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения»).
Положение тех, кто являлся выходцем из других территорий бывшего СССР, регулировалось частью 1 статьи 13 закона 1991 года, которая фактически начинала действовать с 6 февраля НО не 1992, а 1993 года (цитирую: «Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации»).
Ровно год давался выходцам из республик бывшего СССР на размышление. Если в течение этого срока они не воспользовались правом ОТКАЗА, ОНИ одномоментно становились гражданами России. НО НА ДЕЛЕ, НЕ ПОНЯВ НАПИСАННОГО, уже с 1 марта 1992 года полномочные органы России начали регистрировать всех граждан СССР, постоянно прописанных в РСФСР, В КАЧЕСТВЕ граждан России НА ОСНОВАНИИ Ч.1 СТ. 13. С этого и началась административная вакханалия, не утихающая до настоящего времени.
Дело дошло до того, что приобретать по нынешней многобарьерной процедуре гражданство России принуждают ПОТОМСТВЕННЫХ РОССИЯН - ветеранов Великой Отечественной, и даже молодежь, которая никогда никуда не выезжала и родилась в России ОТ ГРАЖДАН РОССИИ, и даже ТЕХ россиян, у которых не было постоянной прописки на 6 февраля 92-го года КАК ТО - ОФИЦЕРОВ, СЛУЖИВШИХ В Туркестанском, Прикарпатском или Киевском военных округах, в республиках Балтии или в Германии, Венгрии, Чехословакии. ИНЖЕНЕРОВ, СТРОИВШИХ И ОБСЛУЖИВАВШИХ НУРЕКСКУЮ ГЭС И Т.Д. или ТЕХ, в личных делах КОТОРЫХ БЫЛИ описки или технические ошибки. Каждый депутат федерального, регионального и даже муниципального заксобраний может подтвердить мои выводы десятками примеров их своей практики! Это какая колоссальная утрата человеческого капитала! Чиновники нанесли независимой России гигантский ущерб - 25 миллионов человек, проживающих за ее новыми границами на 6 февраля 1992 года. Не слишком ли дорого?
Непонятно почему, многие годы нашим согражданам, надзорным органам и депутатам пишут, что даже те, кто родился на территории нынешней России, утратили своё первородное гражданство, даже не заметив этого?! Есть вещи, утрату которых не заметить невозможно, - это институт брака, смерть родственника, родительские права. Гражданство, по нашему законодательству, ни при каких ВНЕШНИХ условиях утратить невозможно. Следовательно, уроженцам РСФСР и рожденным от граждан РСФСР гражданство приобретать не надо, оно у них имеется со дня рождения!
Так сложилось, что правом законодательной инициативы у нас активнее всех пользуются правоисполнители. Именно они сигнализируют Президенту и законодателям, какие нормы права нуждаются в изменении. И беда, если эти сигналы исходят от тех, кто преследует иные цели. В 2012 году 182 федеральным законом была внесена глава, направленная на урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. В их число попали так называемые ЛБГ (лица без гражданства), постоянно проживающие на территории РФ с советскими паспортами. Надеюсь, мы понимаем, что даже теоретически их быть не должно. Не должно, если исполнять законы как положено. Вы себе представляете в СССР - десятки тысяч лиц без гражданства?!!
Но ни ФМС, ни МВД, ни другие ведомства не заметили не только тонкостей 13 статьи прежнего закона о гражданстве, до определенного времени они понятия не имели о существовании Федерального закона № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Именно он урегулировал положение граждан бывшего СССР, о которых под давлением общественности вспомнили в 2012 году. Частью 4 статьи 11 этого закона гражданами Российской Федерации были признаны все лица, состоявшие в гражданстве СССР, и их потомки по прямой нисходящей линии, не заявившие путем свободного добровольного волеизъявления о своем желании состоять в гражданстве других государств. Эта статья в 2002 году утратила свою силу, поскольку процедура признания является одномоментной и не предполагает никаких действий со стороны граждан и государства.
Очевидно, что все, кто был признан или принят в прежнем правовом поле в российское гражданство, плавно перешли в категорию ИМЕЮЩИХ его на момент вступления в силу нового закона 2002 года. Возможно, так бы это и произошло, если бы исполнители не толковали, а скрупулёзно исполняли закон. Но, увы…
Вместо принятых в международном и российском праве принципов «права крови» и «права почвы» нам упорно продолжают навязывать «принцип 6 февраля 1992 года». Мол, кто не успел, тот опоздал.
Вместо документирования родившихся в РСФСР или от граждан РСФСР граждан бывшего СССР - их принуждают к вторичному приобретению гражданства. Принуждают вплоть до выдворения, хотя еще в 96 году Конституционный Суд разъяснил, что «При признании бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации на основании статьи 13 Закона они считаются состоящими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства Союза» .
Практически тысячи инспекторов МВД не определяют наличие гражданства, не руководствуются законодательством, действовавшим на день рождения лица, а годами шлют в иностранные ведомства запросы, ссылаются на никому не подконтрольные базы МИД, МВД, журналы, списки и даже бланки.
Вместо непризнания за гражданином России иного гражданства, как требует статья 6 ФЗ-62 нам демонстрируют «незамечание» гражданства российского, даже если соотечественник имеет отметку о рождении на территории РСФСР.
Впрочем, мало кто знает, что фактически никаких проверок не проводят: полежит жалоба в папочке 30 дней, на прежней отписке поменяют дату и отсылают - хоть прокурору, хоть депутату, мол, ответ дан-вопрос закрыт. А те переправляют ответ заявителю - круг замкнулся.
Если гражданин начинает спорить, приносит Конституцию, Постановления Конституционного Суда, то вся чиновничья рать ополчается на «шибко грамотного» и начинает доказывать ему, кто в России хозяин!
А ведь по Конституции настоящий хозяин России - ее многонациональный народ. И неправда, что все судьи молчаливо исполнят чью-то злую волю. Чаще всего именно независимый судья размыкает круговую поруку чиновников и отписчиков. Процитирую судью Конституционного Суда Константина Арановского (Вот на кого стоит ссылаться в ответах по гражданству!): «Народу, чтобы быть собой, нужна общность людей в гражданстве, которой они дорожат и не станут рисковать, пока остаются во вменяемом политическом чувстве. Такой народ не выдает своих сограждан, не оставляет их без защиты и не позволяет их распределять на предпочитаемых и отверженных, хотя бы потому, что среди своих это не принято. Он не даст прирожденным гражданам поводов сомневаться в неприкосновенности их гражданства и не поставит его в опасную зависимость от процедур и документов, где всё решают нужды делопроизводства и благоусмотрение тех чинов, которые слишком верны службе и начальству, чтобы подчиняться народовластию, праву и правосудию». Такое мышление и такой труд достойны уважения и поощрения!
Итак, наступление на наши права продолжается и сейчас. И поскольку это наступление не пресекается, никто не возмущался, когда 14-летних россиян при получении паспорта заставляли нести справки о постоянной прописке их родителей на 6 февраля 92 года.
Все промолчали, когда в 2012 году Россия стала грубо нарушать условия межгосударственных соглашений. Это было результатом «понимания» горе-экспертами ФМС небольшой поправки в Положение к закону о гражданстве. С молчаливого согласия власти и общества соотечественники из Белоруссии, Киргизии или Казахстана, вернувшись в Россию, вместо 3 месяцев, годами живут на положении мигрантов.
Что могло отшибить нашу историческую память, раз мы упорно не замечаем, что нашему гражданству не 15, не 25, а 100 лет (!)
Впрочем, это неправда, что согласились все. В 2003 году журналист Анатолий Мостовой выпустил брошюру «Верни гражданство!» или практическое руководство для 27 000 000 соотечественников». Где подробно расписал, что такое гражданство и как его защищать.
В начале «нулевых» группа депутатов-коммунистов при содействии Совета переселенческих объединений при председателе Государственной Думы разработала проект закона «О репатриации».
А уже в нынешнем правовом поле депутатом Государственной Думы Свергуновой был разработан закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Он был призван прекратить практику неправомерного отказа «лицам из числа граждан бывшего СССР, родившимся на территории Российской Федерации (РСФСР), в признании гражданами Российской Федерации, несмотря на то, что эти лица не изъявляли желания отказаться от гражданства Российской Федерации». Автор ссылалась на правовую позицию Конституционного Суда в сохраняющем своё действие Постановлении от 16 мая 96 года.
Законопроект был отклонен. По-видимому, депутаты посчитали, что ФМС самостоятельно исправит допущенные нарушения Конституции и законов. Но практика показала обратное. Судите сами: 20 лет оренбургские силовики не могут паспортизировать уроженку города Бугуруслан Елену Кишкань, а заодно и ее ставшего совершеннолетним сына. Предлагают такие хитроумные схемы вплоть до откровенно уголовных, что диву даёшься. А по-простому, по-законному - ни-ни.
17 лет живёт в родном Красноярске Наталья Коверник, героиня почти десятка публикаций «Новой газеты», серии обращений Уральской ассоциации беженцев к президентскому полпреду, краевому прокурору, депутату ГосДумы. В ноябре 2017 года Наталья лично посетила миграционный главк МВД и продемонстрировала руководству доказательства преступной халатности и махровой некомпетентности краевых сотрудников МВД.
14 лет живет в Екатеринбурге Александр Сараев, сын офицера ГУВД Свердловской области, командированного в 70-е годы в разрушенный землетрясением Ташкент. Александр вернулся в Россию с узбекским паспортом. После мытарств по миграционным коридорам обратился в суд. Там судья, впервые разбиравший такой спор, запросил… узбекский райотдел милиции на предмет, обращался ли Сараев туда с заявлением. И получив утвердительный ответ, вынес вердикт: отказать Сараеву в удовлетворении иска по причине утраты российского гражданства в момент приобретения узбекского. И с тех пор даже визиты на личный прием к областным генералам не помогли Александру начать легализацию в собственном Отечестве.
Вы себе представляете федеральный судья, назначенный Указом Президента, ставит суверенное право России в зависимость от мнения маленького узбекского чиновника!!!
Что ж мы за люди такие, если от имени государства ломаем судьбы себе подобным и даже не осознаем этого и не раскаиваемся?!
Наступило время перемен. И первое лицо государства поручает убрать бюрократические барьеры с пути соотечественников в Россию, усовершенствовать процедуру предоставления гражданства, привлекать активных граждан к оказанию государственных услуг.
Словно в его поддержку 24 марта в Екатеринбурге состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Гражданство России - правовой щит соотечественников». В Резолюции были проанализированы основные нарушения их прав, отмечено, что главной причиной такой работы МВД является отсутствие специалистов с достаточными знаниями в области гражданства.
Как же изменить сложившуюся ситуацию, как выполнить поручения Президента и собственную Конституцию? Мне кажется, стоит обратиться к собственному историческому опыту и взять из него лучшие практики.
Во-первых, надо вернуться к коллективистским основам исполнения социально ориентированного законодательства и поддержать инициативу уральской конференции о создании Совета по вопросам гражданства при Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации.
Пул аналитиков по вопросам гражданства, сложившийся за эти годы в России, состоит из самых грамотных и компетентных экспертов гражданского общества. Им под силу искоренить нарушения в миграционной сфере, повысить компетентность сотрудников МВД. Под силу, если они получат полномочия.
В соответствии с пожеланием руководителя Главного управления по вопросам миграции МВД генерала Кирилловой надо учредить экспертно-консультативное подразделение из этих аналитиков в Общественном совете при МВД, а также включить соответствующие общественные структуры в региональные и территориальные органы. Таким образом удастся уйти от противостояния государственных органов и гражданских структур и сделать миграционную политику России гармонизирующей права человека и интересы государства!
Второй важнейший шаг, который необходимо сделать уже сейчас, - включить в Административный регламент, утвержденный Приказом ФМС 19 марта 2008 г., технологию определения гражданства, применяемую правозащитниками Среднего Урала.
Мало кто знает, что Уральская ассоциация беженцев при поддержке Уральской государственной юридической академии еще в 2002 году разработала эту технологию и успешно защищает соотечественников как в административном, так и в судебном порядке. Если бы эта технология была внедрена в МВД, миграционные споры по вопросам гражданства давно бы канули в лету, а россияне вздохнули свободно.
И в завершение своего доклада хочется вспомнить Михайло Ломоносова. В своем письме графу Шувалову «Рассуждение о размножении и сохранении российского народа» он называл подданных Российского государства, покинувших страну, «живыми покойниками» и считал необходимым предпринимать все меры по возвращению этих людей из-за границы, так как Россия «в состоянии вместить их в свое безопасное недро».
«Самым главным делом» для «величества, могущества и богатства государства», пи сал Ломоносов, - является «сбережение российского народа», так как «обширность» территории «тщетна без обитателей».
Спасибо за терпение!