ОТ ПРАВОВОГО ЩИТА - К СОГРАЖДАНСТВУ ч. 1

Nov 30, 2018 23:47


ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД

О выполнении Проекта Уральской ассоциации беженцев «Правовой щит-2», при реализации которого были использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента         Российской Федерации от 03.04.2017 № 93-рп и на основании конкурса, проведённого Фондом президентских грантов.



13 июня 2012 года Указом Президента Российской Федерации была принята «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (https://www.gosrf.ru/news/4520/). Её целями были - обеспечение национальной безопасности, максимальная защищённость, комфортность и благополучие населения России, стабилизация и увеличение численности постоянного населения России, содействие обеспечению потребности российской экономики в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности её отраслей.

Основные направления государственной миграционной политики:
    • создание для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;
    • разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой;
    • содействие развитию внутренней миграции граждан России;
    • содействие образовательной (учебной) миграции в Российскую Федерацию и поддержка академической мобильности;
    • выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;
    • содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
    • противодействие незаконной миграции.

13 апреля 2010 года Указом Президента была принята «Национальная стратегия противодействия коррупции» (http://kremlin.ru/supplement/565). В ней отмечалось, что, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Одним из  основных направлений реализации Национальной стратегии является обеспечение участия в противодействии коррупции институтов гражданского общества.

Именно этим руководствовалась Уральская ассоциация беженцев, когда 21 апреля 2016 года обратилась в ГУ МВД России по Свердловской области с пакетом антикоррупционных предложений по реформированию  Федеральной миграционной службы. «Это решение было принято после массовых жалоб граждан, правозащитников, обращений политических и общественных деятелей России, - говорилось в этом обращении. - В частности, на Гражданском форуме, проходившем в декабре 2015 года в Москве, были обнародованы ужасающие факты коррупции и нарушения работниками ФМС международного и федерального законодательства. Было отмечено, что своими действиями служба не только порочит страну, но и порождает протестные настроения вплоть до экстремистских».

Что же лежало в основе столь радикального решения Президента? Вот лишь несколько фактов, обнародованных на Гражданском форуме еще в 2015 году (https://civil-forum.ru/forums/2015/discuss/migratsiya/):
- из всех целей Концепции миграционной политики Российской Федерации, утвержденной указом Президента в июне 2012 года, не достигнута ни одна.
Сохраняется огромные по масштабам потоки нелегальной и стихийной миграции (на сайте ФМС из года в год фигурирует одна и та же цифра - 3-3,5 миллиона человек);
Не меняется направленность миграционных потоков - Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ханты-Мансийск. К примеру, из 1 млн. 600 тыс. патентов, выданных ФМС в 2015 году, 400  тыс. пришлось на одну Москву.
- активизировалась законотворческая деятельность ФМС. Правда, результатом этого стали массовые нарушения прав и свобод граждан:
Закон о так называемых «резиновых квартирах», поправший Конституцию, Гражданский Кодекс и сделавший невозможным легализоваться в России не только иностранным рабочим, но и соотечественникам, добровольно переселяющимися на Родину;

Закон о выдворении и депортации мигрантов даже за 1 незначительное нарушение;

Сбои в автоматизированной системе МВД, которые в один момент делают нелегалами даже тех, кто прошел все процедуры и приобрел гражданство в ныне существующем порядке;

Нарушение Российской Федерацией условий международных Соглашений. К примеру, после внесения по инициативе ФМС одной-единственной поправки в подзаконный акт Россия стала массово нарушать Соглашение от 26.02.1999 "Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства". Если до внесения этой поправки уроженцы России, вернувшись на Родину, могли оформить гражданство в течение 3 месяцев, то после её принятия этот срок стал исчисляться со дня оформления… вида на жительство, то есть - через 1,5-2 года. И всё это время люди должны жить без пенсий, льгот и пособий, платить налоги с зарплаты как иностранцы.

Вообще законотворческой активности ФМС позавидует любое ведомство! За последние 15 лет ФМС внесла более 130 поправок и изменений в законодательство России. Результатом этого нормотворчества стала полная автономность и никому не подконтрольность ФМС: служба (а не депутаты!) сама правила законы, сама их исполняла, сама себя контролировала, сметая с пути любого, кто посягнет на эту закрытость. Ни предписания прокуратуры, ни решения судов, ни послания и обращения главы государства не были для миграционного ведомства авторитетом. А для граждан это нормотворчество привело к следующему:
- фактически прекращена свобода передвижения мигрантов по России (дошло до того, что даже в поездах людей задерживали и выносили решение об их выдворении);
- пребывание мигрантов не по месту жительства; работа не в сфере, указанной в патенте, может привести к выдворению или отказу в оформлении документов;
- рост числа «государственных посредников» (ФГУПы ФМС и ММЦ), целью которых декларировалась борьба с коррупцией, а фактически расценки этих госпосредников превзошли нелегальные и не принесли государству обещанные доходы;
- массовое нарушение прав соотечественников на гражданство и укоренение на земле предков;
- несудебное лишение почти 80 000 жителей России гражданства (признание ранее выданных паспортов недействительными).

Чтобы спрятать «неудобную статистику», ФМС нашла выход: она стала планировать будущие нарушения и даже размещать свои планы на официальном сайте. Вот примеры:
- выдать 37% от числа запрошенных патентов;
- доля незаконно находящихся на территории иностранных граждан должна составить… 50%;
- выявление органами ФМС нарушений миграционного законодательства - 2,5 млн. человек.

Вот откуда такая прыть в выдворении даже ничего не нарушивших людей!

В своих отчетах ФМС регулярно рапортует о своих достижениях:
- проверили и выдворили по программе «Магистраль» (в поездах) 22 тыс. лиц;
- по ст. 18.8 КоАП (нахождение не по месту регистрации) - 23 тыс., при этом завели 15 уголовных дел по преступлению «фиктивная постановка на учет иностранных граждан». Показательно, что 88% рассматриваемых в Мосгорсуде дел - это административное выдворение. При этом нет бесплатной юридической помощи, не привлекаются посольства стран выдворения, нет ответственности сотрудников ФМС, дезинформировавших иностранцев. Как отметили эксперты гражданского общества, ксенофобия и коррупционные преступления госслужащих против мигрантов всегда безнаказанны. А все беззакония ФМС позднее.. легализуются ею же правкой законов.

Примером такой практики может быть введение в силу Федеральным законом № 182 от 12.11.2012 года главы VIII` «Урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации».

Что же это за категории?
- дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;
- дееспособные дети выше указанных лиц;
-  совершеннолетние недееспособные лица, находящиеся под опекой выше указанных лиц,
- лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства.

Всем этим лицам ФМС предписывает выдачу вида на жительство в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" или повторное приобретение уже имеющегося у них гражданства.

Далее: кого же по данной главе ФМС не признает гражданином Российской Федерации? Это случится, если:
паспорт гражданина Российской Федерации был выдан лицу на основании сообщенных им заведомо ложных или недостоверных персональных данных заявителя;
паспорт гражданина Российской Федерации был оформлен лицу на утраченном (похищенном) бланке паспорта гражданина Российской Федерации, о чем лицу, обратившемуся с заявлением о признании его гражданином Российской Федерации, было известно;
после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицо приобрело гражданство Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом или  после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицо приобрело гражданство иностранного государства или действительный документ, подтверждающий право на проживание в иностранном государстве.

21 апреля 2011 года Определением Конституционного Суда Российской Федерации от N 554-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Суслова Мераби Отаровича на нарушение его конституционных прав статьей 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (https://zakonbase.ru/content/base/181728) эта практика была признана незаконной.
Каждый из этих пунктов не только входит в прямое противоречие с 6 статьей Конституции (http://www.constitution.ru/) (Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его),
и с принципами Федерального закона «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ от 31.05.2002 г. (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/) (Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства).

Нарушение последнего принципа является непостижимым для исполнения работниками миграционного ведомства почти 15 лет. Оно то и ведёт к массовым нарушениям прав человека, деградации госслужбы, превращает её из инструмента регулирования миграционных потоков в жупел произвола и беззакония.

Преамбула закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23178/) гласит: «Российская Федерации является правопреемником и правопродолжателем Российского государства, Российской Республики, РСФСР и СССР. Институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности».

Институт российского гражданства претерпел три периода своего развития.
Период становления, когда 100 лет назад  Постановлением временного правительства от 1 (14 по новому стилю) сентября 1917 года была провозглашена Российская республика (http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5203/). И первым законодательным актом, закрепившим статус российского гражданства, был Декрет Совета Народных Комиссаров «Об  уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 года. Вот цитата из этого документа: «Установить одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской Республики».

Второй период - появление советского гражданства, по сути «надгражданства». Когда к декабрю 1922 года был подписан Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1924.htm#ii), принятый Первым съездом Советов 30 декабря 1922 года. Этим договором было учреждено гражданство СССР, в которое переходили все граждане вошедших в него республик. На момент подписания Договора было 4 субъекта - РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская советская федеративная социалистическая республика. После окончания Великой отечественной войны в состав СССР входили 16 республик, позднее одна перешла в состав РСФСР, и к моменту распада СССР объединял 15 республик.

Принятие «Положения о союзном гражданстве» 29 октября 1924 года (http://www.alppp.ru/law/pravosudie/45/postanovlenie-cik-sssr-ot-29-10-1924.html) закрепило гражданство СССР за всеми гражданами союзных республик. Гражданами СССР по рождению признавались дети советских граждан, независимо от места рождения. Прием в гражданство иностранцев, проживающих на территории союзных республик, решали республиканские ЦИК.
Двойное гражданство не признавалось. Было закреплено, что за лицом, ставшим гражданином СССР, права и обязанности перед другим государством прекращались.
Положения о союзном гражданстве, принятые в 1930 и 1931 годах, развивали нормы законодательства о гражданстве в отношении приема в гражданство детей, восстановления в гражданстве и выхода из союзного гражданства.

«Закон о гражданстве СССР» от  19 августа 1938 года (http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=17090#09318015213722437) признавал гражданами СССР всех лиц, состоявших в подданстве Российской империи до 7 ноября 1917 года  и не утративших советского гражданства, а также - принявших его в установленном законом порядке.

Среди оснований прекращения гражданства СССР в Законе о гражданстве 1938 года было установлено «лишение гражданства», как и в действовавшем ранее законе. Лишение советского гражданства происходило строго индивидуально по решению суда либо по Указу ПВС СССР.

Именно этим законом на территории СССР был введен термин «лицо без гражданства». Таковыми считались те, кто не являлся гражданами Союза и не имел доказательств принадлежности к гражданству иного государства.

И третьим этапом развития института российского гражданства можно считать события, последовавшие после распада СССР. После принятия Декларации независимости России начался второй после 1917 года «парад суверенитетов». Все бывшие союзные республики приняли собственные декларации и очертили круг своих граждан. Только Россия объявила себя правопреемницей и правопродолжателем Советского Союза. И прежде всего - в отношении своих граждан.

Несмотря на то, что законом «О гражданстве РСФСР» № 1948-1 от 28.11.1991 года (http://www.democracy.ru/library/laws/federal/1948-I_fz/) гражданами России были признаны не только жители бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу законодательства о гражданстве (6 февраля 1992 года), не заявившие в течение года о своем нежелании состоять в гражданстве РФ, но и  граждане РСФСР-РФ по рождению (часть 2 статьи 13), а также дети, рождённые от граждан России, независимо от места рождения, лица, лишённые советского гражданства, и их потомки по прямой восходящей, до настоящего времени позиция госслужащих в отношении своих же граждан остается непреклонной и незаконной - служащие не считают их гражданами России.

Гражданство устанавливают по прописке на 6 февраля 1991 года, соотечественников, имеющих иное гражданство, считают иностранцами; а лиц, удостоверяющих личность по советским паспортам (кстати говоря, только в России советские паспорта все еще являются законными), - лицами без гражданства или лицами с «неурегулированным статусом».

Фактически Россия в мирное время в одночасье лишилась 27 миллионов своих граждан. И до сих пор в статусе российских соотечественников они остаются за пределами своей страны. Ничтожная доля из них вернулась в Россию, остальные, не прекращая своего российского по рождению гражданства, живут в зарубежье и опасаются стать жертвами очередного произвола на родине своих предков. И пока миграционное законодательство будут править и исполнять полицейские, Россия будет терять своих лучших детей, и русский народ останется самым великим разделенным народом планеты.

Читать дальше: https://ekb-uab.livejournal.com/17901.html

гражданство, права человека, семинар, соотечественники, Центр временного содержания иностранных , без гражданства, суды, беженцы, свердловская область, этнодиктант, апатриды, ЦВСИГ, екатеринбург, УАБ, паспорт, Уральская ассоциация беженцев

Previous post Next post
Up