Сегодня
Всемирный день ребенка. Будем считать, что эта запись посвящается ему, хотя, когда я ее писал, ничего об этом дне не знал. Случаются же совпадения...
Всплыла вдруг в памяти одна картинка, увиденная когда-то где-то в интернете. Возможно, одна из самых страшных, какие мне попадались, хотя на первый взгляд это была вполне мирная фотография, без крови, грязи и прочих гадостей.
(обращение к тем, кто не уверен в крепости нервов: читать дальше не только можно, но и нужно)
На фото был лежащий на земле ребенок. Синий комбинезончик с капюшоном, красный шарф вокруг шеи. Почему-то мне показалось, что это был мальчик, хотя, конечно, могла быть и девочка. Лет, может быть, пяти, не знаю. Одна нога была необута - слетевший с нее сапожок лежал на земле неподалеку. Я сказал «на земле», но на самом деле мальчик лежал на афальте. А рядом с ним, обхватив его голову, на коленях лежала женщина. И при взгляде на эту фотографию вдруг становилось отчетливо ясно, что ребенок этот - мертвый. Может быть, заигравшись, выбежал на дорогу и был сбит машиной, а может быть, это случилось как-то иначе. А женщина, его мама, по чьему недосмотру он, может быть, погиб - была жива, а если убита, то только горем.
И вот я глядел на эту картинку и безуспешно пытался силой воли разнять невидимые пальцы, до боли сжавшие горло. Нет, я не просто жалел этого мальчика. В тот момент я перестал воспринимать самые основы устройства нашего мира, в котором столкновение двух тел происходит по бездушным законам механики, даже если одно из этих тел - беззащитный ребенок. Мне вдруг страшно, до темноты в глазах, захотелось, чтобы этот маленький человечек, о котором я совсем ничего не знаю, продолжал жить. Чтобы случилось чудо, и он встал и пролепетал: «мама, не плаць, я пасутил! пасли домой» - и, надев ему потерянный сапожок, они бы вернулись в свой мир, а на фото остался бы просто пустой кусок дороги. Ведь, говорят, бывают же у Бога чудеса, да только касаются они почему-то лишь самозажигающихся лампад, мироточащих кусков деревяшки и прочей несущественной ерунды. Мне настолько хотелось чуда, что я бы тут же обменял свою жизнь на жизнь этого мальчика, если бы только это было возможно. Нет, это не красивые слова; я весьма далек от пафосных рассуждений в стиле «жизнь невинного существа ценней моей грешной» и т.д., я вполне высоко ценю себя и свою жизнь. Просто мне всё как-то показалось неважным по сравнению с возможностью чуда, по сравнению с надеждой на то, что нет такого предела горя и отчаяния, с которого нельзя было бы вернуться к счастью.
Но, конечно же, одна жизнь - это слишком малая плата за чье-то воскрешение. Нас тут 6 миллиардов, на этой планетке, и все когда-то умрут. Эка невидаль - смерть ребенка, это же происходит ежедневно. Богу все это неинтересно, и с какой стати он будет ради спасения одного чудеса устраивать? Мы нужны и интересны только сами себе, и ответственность за все происшествия с нами - лишь на нас самих (банально, да). Ни к чему с мудрым видом изрекать «На все воля Божья», «Бог дал - Бог взял» и прочие благоглупости. Почти за каждым «Бог взял» стоит чья-то ошибка, недосмотр или преступление. Каждый раз, когда вы собираетесь сесть пьяным за руль, когда беспечно оставляете ребенка без присмотра или делаете любую другую из множества ошибок, которые могут стоить жизни не вам - пусть у вас перед глазами возникнет лежащая на асфальте фигурка в голубом комбинезончике и с босой ножкой.