Начало:
1,
2,
3 и
4.
Днем 25 июля мы въехали в Монголию, а к вечеру уже добрались до города Баян-Улгий (от границы до него около 100 км).
первая встреча с Монголией
центральная площадь Баян-Улгий
Тут мы первым делом пошли в ресторан и от пуза наелись нормальной человечьей еды. Сирне (баранина), цуйван (лапша с мясом), свежие овощи, традиционный монгольский чай с молоком (суутэй цай) с помпушками борцх. Ночевать поехали на какую-то речку за городом.
Баян-Улгий - столица одноименного аймака (области) Монголии, самого западного в стране. Почти 9/10 населения - казахи, потомки нескольких казахских родов, переселившихся сюда в 1860-1870-х годах из западных районов китайской империи Цин, в которую входили в то время и восточные районы современного Казахстана, и Монголия (и, кстати, Тыва). Население в основном говорит на двух языках - казахском и монгольском; пожилые люди еще помнят русский язык, а молодежь иногда сносно изъясняется по-английски. Общее население аймака - около 100 тысяч человек (3 % населения Монголии), из них треть проживает в райцентре.
По первому впечатлению, народ тут живет более зажиточно, чем в соседней Тыве. Это видно и по тучным стадам, и по богатым юртам. Почти на каждой юрте - спутниковая тарелка для ТВ и телефона, солнечная панель, рядом стоит мопед...
На следующий день снова поехали в Улгий - кое-что прикупить в дорогу, и получить пропуск в национальный парк Цамбагарав. И двинулись в дальнейший путь, в горы.
Заночевали на краю огромной горной долины, по которой везде - до самого горизонта, насколько хватает глаз - были раскиданы белоснежные юрты.
массив Цамбагарав
В Монголии нам всем как-то сразу понравилось: тут потеплее, палатка к утру не так вымерзает, а кроме того, гораздо меньше комаров.
наш лагерь в Цамбагарав
До подножия массива Цамбагарав добрались на следующий день. Разбили лагерь на высоте 2800 м - и сразу пошли в первый маршрут. За остаток дня обошли 4 ледника, на каждом отбили положение края языка и поставили репер.
Митя с Ильей измеряют расстояние от репера до края ледника
Один из ледников - довольно крупный долинный, красавец с идеальной формы языком.
слева от ледника видна незадернованная полоска земли - видимо, отсюда ледник отступил совсем недавно.
Вообще, площадь оледенения тут гораздо больше, чем на Монгун-Тайге, и ледники находятся в довольно неплохом состоянии.
Также тут достаточно много погребенного льда. Во многих местах слои льда прорезаны водными потоками, которые то и дело ныряют под землю, и выходят на свет божий в нескольких сотнях метров ниже по склону.
входит (вверху) и замечательно выходит (внизу)
28 июля сделали попытку подняться на главную вершину всего массива - Цаст (4208 м). Довольно легко поднялись до высоты 3900 метров - к этому времени мы все набрали отличную физическую форму.
Дальше на нашем пути к вершине лежал огромный кар, обойти который можно было лишь по тонкому ледяному гребню - да и то проблематично. После жарких споров решили не рисковать и от дальнейшего подъема отказались.
На обратном пути отобрали кучу проб снега, воды и льда - в том числе и ценный образец обнаруженного накануне древнего погребенного льда образовавшегося, вероятно, в последнюю ледниковую эпоху.
древняя морена, прорезанная речкой. В нише справа видно обнажение льда
На следующий день мы с Димой применили полученные от гидрологов навыки и померили расход воды в реке, стекающей с ледников. А по дороге зашли в гости в одну из расположенных поблизости юрт.
В юрте - двое стариков и трое детей, видимо, их внуки, которых отправляют сюда на лето. А родители то ли скот где-то пасут, то ли в городе.
Согласно обычаю кочевых народов, нас тут же без разговоров усадили возле маленького столика, налили цай (он всегда есть наготове в большом термосе), предложили борцх, масла, сыра. В знак благодарности мы подарили банку сгущенки.
Вот так запросто можно зайти в любую юрту. Но надо быть готовым, что и к тебе в палатку в любой момент придут гости - и ты так же должен предложить чаю и какое-нибудь угощение.
После обеда собрались и в 17 часов выехали обратно в Баян-Улгий.
На этом мое участие в экспедиции закончилось, я отделился от коллектива и отправился в самостоятельное путешествие до Улан-Батора.
Об этом - в заключительной части сериала.