Исаак Бродский является для меня удивительной фигурой советской эпохи (
www.5-tv.ru/video/503107/) Он очень похож, в своих стремлениях, на любимого учителя - Илью Репина. Оба мальчика были из крепких провинциальных (деревенских) семейств, оба с детства обнаружили удивительную тягу к изобразительному искусству. И оба с детства мечтали войти в высшие круги, быть популярными, востребованными и богатыми художниками. И оба этого достигли, но в совершенно разных исторических контекстах.
Автопортрет с дочерью. 1911. италия
Бродский - упорный, талантливый уже до революции достигает большой коммерческой популярности. Он прекрасно чувствует конъюнктуру - виртуозно, технично соединяет модный стиль модерн с любимой техникой "ажур". Словом, привносит в салонную живопись что-то свое, интригующее. Его не любят авангардисты, да и мирискусники смотрят на него с подозрением, т.к. он работает вне рамок их идеологии. Бродского это не смущает. Он выставляется у передвижников, т.к. вышел именно из их школы, дружит с Репиным и Горьким и очень хорошо зарабатывает.
Сказка. 1911.
Весна. 1914
Зимний пейзаж с домиком и собакой. 1910-е.
Во время революции он делает верную ставку - на новую власть и очень быстро, молниеносно становится главным художником нового режима. Удивительно, но именно этот, салонный и аполитичный мастер приходится по душе новой государственной элите. И мечта Бродского сбывается - он входит в высшие круги. О том, как разнятся эти элиты - репинская (царский романовский двор) и бродского (высшее партийное руководство Страны Советов), говорить не приходится. Но Бродский своего добился, и не важно, в какой стране.
Его стиль немного меняется - от "ажура" он переходит к фотографически достоверному отражению . "Ленин в Смольном" - яркий образец. Дотошно выписывается вся обстановка, каждый предмет.
Бродский одновременно и бытописатель и мифолог новых людей. Ему одному (на раннем этапе) позволено писать не только "иконы", но как бы и живых людей - "Клим Ворошилов на лыжной прогулке" (здесь добавляет своего "ажура").
Нашла только такого ужасного качества картинку :(
И снова уникальное чутье. В 20-е к Бродскому настороженно относятся ахрровцы (ассоциация художников революционной России), пытаются исключить его из своих рядов, как слишком салонный элемент. В это время ещё существует иллюзорный образ революционера-бессеребренника, "монаха"-подвижника. Но Бродский ощущает стремление новой власти к большому, имперскому стилю. Строится новая империя и ей нужен свой Салон и свое парадное, монументальное искусство. В 30-е Бродского уже не критикуют, он главный художник страны, получивший от власти максимум привилегий и служащий этой власти беззаветно. Его имя становится нарицательным - как образ художника живущего под лозунгом "чего изволите?". Именно Бродскому доверяют восстановить в былом, имперском величии "Академию художеств" и он великолепно справляется с поставленной задачей.
Вы спросите, и что удивительного в этой личности - обычный придворный живописец? Не обычный. Это человек, в своем мироощущении "НАД" - он достиг всего, чего хотел, но он был "над" всем окружающем, он был в стороне. Он продолжает писать ажурные пейзажи, как бы для себя.
Зима. 1919-1922
Самый точный, на мой взгляд, образ этого человека передал Борис Кустодиев в портрете 1920 года.
Образ эстета, коллекционера (в руках у него кустодиевская "купчиха") который выше всех исторических, бытовых и прочих катаклизмов. Он создает и оберегает свой антикварно-эстетский мир, в этом мире живет, а работа - это просто способ сохранить выстроенный мир. В этом человеке не ощущается той придворной лизоблюдкой радости купчишки-нувориша, которую можно встретить у Герасимова.
А.М. Герасимов. Семейный портрет. 1934 (автопортрет с семейством на даче)
Пусть простят меня потомки Герасимова, но, глядя не его автопортреты, кажется, что он валяется в придворной кремлевской грязи и хрюкает от радости. Но это уже совсем иная история.