Север 2007 (7 - 21 июля 2007). Часть 1 - Карельская... Дни 1 и 2.

Aug 21, 2007 23:05


Маршрут (Карельская часть):
Питер (59 57 031 N; 30 19 107 E) - Волхов (Иссад; 60 04 559 N; 32 20 400 E) - Петрозаводск (без заезда; 61 49 408 N; 34 13 053 E) - Марциальные воды (62 09 459 N; 33 54 213 E) - Гирвас (62 28 082 N; 33 40 828 E) - Юстзеро (62 46 815 N; 33 32 908 E) - Поросозеро (62 43 336 N; 32 42 934 E) - Гимолы (62 56 039 N; 32 31 778 E) - Воттавара (63 04 412 N; 32 37 520 E) - оз. Верхнее Музозеро (63 07 763 N; 32 31 429 E) - оз. Нижнее Музозеро (63 07 330 N; 32 30 105 E) - Суккозеро (63 10 206 N; 32 20 567 E) - Тумба (63 22 403 N; 32 52 986 E) - Юккогуба (63 23 991 N; 33 06 293 E) - Ахвенламби (63 24 012 N; 33 12 020 E) - Паданы (63 17 074 N; 33 24 991 E) - Терманы (63 18 815 N; 33 22 694 E) - Евгора (63 10 182 N; 33 37 977 E) - Карельская Масельга (63 09 736 N; 33 56 324 E) - Остречье (62 59 833 N; 34 02 113 E) - Чёбино (62 54 864 N; 34 09 541 E) - Падун (62 55 887 N; 34 15 218 E) - Медвежьегорск (62 54 829 N; 34 27 540 E) - Сегежа (63 45 101 N; 34 18 427 E) - Гористая (63 43 390 N; 34 20 141 E) - губа Манагуба (63 33 882 N; 34 28 462 E) - оз. Круглое (63 34 937 N; 34 23 583 E) - Гористая (63 43 390 N; 34 20 141 E) - Сегежа (63 45 101 N; 34 18 427 E) - Полярный круг (66 33 788 N; 32 45 283 E) - Граница Карелии и Мурманской обл. (66 34 940 N; 32 45 060 E) - ...

Замечание:
Фотографии опубликованы с указанием авторства (вернее владельца фотоаппарата, с которого они были скачаны; миграции фотоаппаратов по рукам не прослеживались). Фотографии без подписей - от меня.
Все GPS-точки, упомянутые в отчете, ставились не на местности, а в теплой квартире по 2-х километровой карте (возможны незначительные ошибки!). Для расстановки точек использовалось Пулково - 1942. Обращайтесь, если нужен файл в формате wpt.

Машины:
Две 2109 ("красный" и "синий") и Зеленая Нива.

Люди:
Я, Серега, Женька (Красный); Ванич, Полина (Синий); Димка, Джексон (Зеленый).

День 1 (СБ, 7 июля)

Перегон: Санкт-Петербург (59 57 031 N; 30 19 107E) - Волхов (Иссад; 60 04 559 N; 32 20 400 E) - Лодейное Поле - Петрозаводск (без заезда; 61 49 408 N; 34 13 053 E) - Шуя (61 53 920 N; 34 14 058 E) - Марциальные воды (62 09 459 N; 33 54 213 E) - Гирвас (62 28 082 N; 33 40 828 E).

Расстояние: 420 (аппроксимация ломанными; на самом деле от Гирваса до Питера примерно 510).



Помня о том, что по некоторым причинам выезжали мы в самое дачное время, встреча была назначена уже на трассе М18, сразу же за мостом через р.Волхов (60 04 559 N; 32 20 400 E). По сути погрузка вещей в автомобиль началась еще с вечера, потому как вещей набралось ровно на заполнение салона ... и это без учета показавшейся нам жутко необходимой байдарки. Пока синий продвигался к месту встречи с юга, мы погрузили часть продуктов в зеленого и слетали в кронштадт за Серегой.
И вот мы наконец-то встретились.
Если честно, встреча намечалась на 10:30 - 11:30. Опоздали мы примерно на час - полтора, что, вобщем-то, как обычно.
Если по дороге до Волхова мы жарили как могли (мы - красный), то после встречи мы набрали свою крейсерскую 80-ку, неспешно продвигаясь к границе Карелии (скорость была выбрана по пожеланию зеленого).
В первый день пути наша дорога не омрачалась ничем, кроме нескольких небольших дождиков и штрафа за превышение скорости на ДПС-е на границе Республики Карелия. Для еды мы останавливались на первом попавшемся озере (просто отворот с трассы), название которого никто наверное уже и не припомнит. Вобщем озеро как озеро, исторической или географической ценности особенно не представляет... от ленобласти отличается только тем, что больно уж там чисто. Хотя народ присутствует (сказывается близость к трассе).

Фотографии озера:

 (автор - jEKA) - Дорога к безымянному озеру с трассы

 (автор - jEKA) - Мыс на безымянном озере

Наш перекус:

 (автор - jEKA)













 (автор - Димка)

После короткого обеда мы продолжили неспешный путь на север. Столь вальяжное передвижение позволило нам не только обжиться по машинам, ставшим нам домом на ближайшие 2 недели, но и привыкнуть к тонкостям радиообмена при движении в колонне.



Оставив в стороне Петрозаводск (на ДПС-е свернув на Мурманск; 61 49 408 N; 34 13 053 E), мы заправились на безымянной заправке Бэнди (не все, но некоторые). Далее, свернув на старую Мурманскую трассу, мы достаточно быстро оказались в Марциальных водах (62 09 459 N; 33 54 213 E).
Чего только не приходилось мне читать об этом курорте, но вот уже второй год его посещаю и второй год не могу понять, зачем. Старые домики, скважины... Да я и минералку-то не особо люблю.



Марциальные воды:

 (автор - jEKA)

 (автор - jEKA)

Мы:

 (автор - jEKA)

 (автор - jEKA)

 (автор - jEKA)




Как и в прошлом году, мы, как говориться, отметились, и поехали дальше. До Гирваса (62 28 082 N; 33 40 828 E) нам оставалось меньше 50-ти км (Гирвас - достаточно длинный населенный пункт. Начинается он с первого водоспуска, потом развилка. Налево - старая мурманка; направо - в сторону Поор-порога и новой мурманки; мы поехали направо; через некоторое время населенный пункт заканчивается).



Еще на стадии составления маршрута у нас был выбор, какую стоянку обозначить местом "привыкания к лесу" и акклиматизации. Своим единоличным решением я выбрала Гирвас и, вроде бы, совершенно не зря. Даже если отвлечься от величественных водоспусков и столь понравившейся нам в прошлом году "гранитной страны" (которые мы рассматривали только на следующий день), что является чистейшей воды делом рук человеческих, сама природа в этом месте постаралась создать максимально комфортные условия. Небольшие озерца, расположенные террасами и соединенные между собой перекатами и водопадиками, оставляют неизгладимое впечатление (62 28 260 N; 33 43 080 E). Север в принципе впечатляет, но есть среди всего множества болот и озер места, куда хочется возвращаться снова и снова. Одно из них - Гирвас.

Гирвас:

 (автор - jEKA)

 (автор - Димка)

 (автор - Димка)

 (автор - Димка)

До Гирваса мы добрались еще засветло (что было удивительно для последующих передвижений) и нам очень повезло, когда мы в субботу вечером на запланированной стоянке не обнаружили ни одного человека (стоянка была запланирована около Поор-порога; отворот с трассы на Поор-порог следует искать сразу же после таблички с зачеркнутым названием населенного пункта - первый ОЧЕВИДНЫЙ отворот. Может быть в будущем поставлю там точку на местности).
Быстро поставившись и уподобляясь горным козлам мы отправились купаться. Первый вечер на природе коротко можно охарактеризовать как первые впечатления, первые комары и первое пиво в дороге.

Мы:

 (автор - jEKA)

 (автор - jEKA)

 (автор - jEKA)




Первый вечер - это еще и первая пойманная димкой рыба!



День 2 (ВС)

Перегон: покатались.

Расстояние: смешное.


 (здесь точки расставлены очень примерно!!!)

День начался, естественно, с купания...


 (автор - jEKA)


...и небольшой прогулки по окрестным лесам.


 (автор - jEKA)








Кстати, в этом году мы умудрились найти старую разрушенную мельницу, относительно происхождения которой мы так и не пришли к общему мнению. Находится это чудо инженерной мысли чуть ниже по течению "бывшей р.Суны" относительно Поор-порога (ее легко найти, если идти вдоль воды, придерживаясь правого берега).


 (автор - jEKA)

Через мельницу проходит отдельный рукав реки, начинающийся в одном из заливчиков, образованных дамбами. А чуть выше по течению он преграждается таким же разрушенным шлюзом, единственный способ переправиться через который - это пройти по тоненькому катающемуся бревнышку, придерживаясь руками за верхнюю перекладину.


 (автор - jEKA)

 (автор - jEKA)

 (автор - jEKA)

 (автор - jEKA)

 (автор - jEKA)

Чуть поодаль мы нашли несколько удобных стоянок (подъезды к которым можно будет в будущем исследовать на машине) и металлическую "балду", которая торчит прямо из земли около воды. На "балде" значится загадочная надпись "M II C".


 (автор - jEKA)

Если удаляться от воды, то приходится сначала приодолеть крутой подъем, который видимо когда-то являлся берегом полноводной р.Суны.



Дальше начинается "ступенчатый" и по-северному редкий лес со следами пожарища, исполосованный колесами какого-то большего вездехода (то ли пожар тушил, то ли метки после пожара ставил).


 (автор - jEKA)



 (автор - jEKA)

Дневку продолжали уже на стоянке...





Не смотря на то, что в этот день мы твердо решили поматрасничать, за руль все-таки пришлось сесть. Какие-то смутные воспоминания говорили мне, что в точке отварота на Гирвас с новой М18 есть заправка и мы решили этот факт проверить (тем более, что моей машине уже ой-как требовалось вливание топлива). Заправка оказалась действительно хорошей; там в отличии многих мест в Карелии заливают "до полного бака"; есть шиномонтаж (правда, грузовой) и некое подобие кафе с одноразовой посудой (62 28 524 N; 33 48 885 E).
После заправки грех было не покататься по окрестным достопримечательностям, первой из которых была взлетно-посадочная полоса (ВПП). На карте она, естественно, не обозначена и оставляет весьма глубокое впечатление (поиск ВПП проще производить в направлении от заправки, а значит, и от мурманской трассы. Если ехать по отвороту на Гирвас, то нужно будет пройти 2 достаточно резких поворота и увидеть знак отворота направо; для права - он будет единственный; по нему надо отвернуть, а дальше катиться по самой наезженной лесной грунтовке). Кстати, по дороге на ВПП мы нашли первую неточность в карте: как видно на ее фрагменте, приведенном выше, там на гирвас по-сути есть 2 отворота, верхний и нижний. В реальности нижнего (вдоль реки) просто не существует. При этом, путешествуя по новой мурманке (в сторону Мурманска) в районе точки 62 27 654 N и 33 48 920 E, по левую руку можно увидеть только стену леса.
Но вернусь к взлетно-посадочным достопримечательностям. Когда, видимо, ВПП была окружена сараями / бараками. Сейчас от них не осталось и следа (только аккуратные горки мусора). Только местные грибники и фиговы рейсеры, вроде нас, нарушают покой асфальтированной прямой.


 (автор - jEKA)



 (автор - jEKA)


За ВПП находится оз. Пальеозеро, на котором мы не один раз останавливались в прошлом году. Озеро красивое... Но вода относительно Поор-порога холодная, а идти, чтобы получить глубину хотя бы по колено, надо очень и очень долго. Как в прошлом, так и в этом году, мы подходили к озеру со стороны отмеченной на карте отмели. Возможно, следовало поискать стоянку получше.


 (автор - jEKA)

 (автор - jEKA)

 (автор - jEKA)




Желание искупаться появилось только у меня; я мокнулась и мы покатили дальше, искать самое интересное. Самым интересным, до чего мы не доехали в прошлом году, была Гирвасская ГЭС (62 29 008 N; 33 40 357 E). Сказать, что "поток воды впечатляет" - значит не сказать ничего. ГЭС это всегда величественное зрелище, тем более, если ради него перекрывают такую реку, как р.Суна. А в данном случае старое русло реки было перекрыто плотиной с водоспуском (вторым в Гирвасе), а вода направлена через отдельный канал под огромное здание ГЭС, огражденное колючей проволокой. Между двумя водными путями - что-то вроде островка, с которого мы и любовались окрестностями.


 Водоспуск

 (автор - jEKA) "Борт" канала водоспуска

 "Борт" канала водоспуска

 (автор - jEKA) ГЭС за колючей проволокой

 Поток с ГЭС

 Поток с ГЭС

 Вот и давай после этого человеку в руки ржавые санки...

 (автор - jEKA) Два мостика через водные потоки (на ГЭС и на водоспуск).

После прохода через ГЭС вода попадает в Пальеозеро. Возникает ощущение, что протока, благодаря которой это происходит, - дело рук человеческих.


 (автор - jEKA) Каньон к Пальеозеру.


Поскольку нам не для всех стоянок удавалось найти достойное описание в доступных источниках, случалось, что мы искали красивые виды только при помощи карты. Согласно карте этой местности, именно такой вид можно было "поймать" с мостика между Гирвасом и Койкарами (вид на каньон Пионерный; 62 27 348 N; 33 39 647 E).



Мы не с первого раза нашли поворот в Гирвасе на дорожку, соединяющую 2 деревни, но мостик нас поразил с первого же взгляда.


 (автор - jEKA) Вот так выглядит этот мост. Интересно, когда по нему проезжала последняя машина?

 (автор - jEKA) На фоне моста - местный житель, которому Серега объяснял, как пользоваться рыболовной катушкой.

К слову, каньон Пионерный не представляет собой ничего интересного...



Наверное это был настоящий каньон в те времена, когда ГЭС просто не существовало.
Последней точкой нашей прогулки стал водоспуск, который мы впервые посетили еще в прошлом году (62 27 345 N; 33 40 199 E). К слову, в этом году был заметен прогресс: кусты внизу вырублены, а через шлюз просачивается раза в 2 больше воды, чем в прошлом году.


 Водоспуск

 (автор - jEKA)

 (автор - jEKA)




После водоспуска мы до закрытия магазинов еще успели заехать в деревенский магазин за ингридиентами к ухе и отправились догуливать дневку на стоянку, где уже готовилась копченая рыбка. А пока она доходила до готовности, мы искупались и попытались прогуляться по берегу реки до "белой скалы", которую было видно от мельницы.


 Дерево-стул


К скале мы так и не дошли, но зато на одной из открытых точек набрели на разрушенный бункер.


 Полуразрушенный бункер

 А вот так простреливается река Суна с ее поворотами с точки, где расположен бункер. Грамотное место. Интересно, чья идея? Фины? или наши?

Вечер в лагерь закончился матрасничеством...


 (автор - jEKA) Рыбка была знатная.

Чтобы избавиться от всяких разных насекомых, мы выбрались попить пива прямо на бывшее русло р.Суны на плотину.






 (автор - jEKA) Сталактиты и сталагниты на плотине (стоит она не так давно, но влияние воды, просачивающейся через породу, еще как заметно!)

 Они же

 Любимый Женькин камень


Марциальные воды, Гирвас, Карелия

Previous post Next post
Up