В последней трети 19 века японское правительство перевооружало армию на европейский манер, коснулось это и владения холодным оружием. В 1872 году были приглашены инструкторы из Франции, а в 1875 основным мечом в армии становится кю-гунто. Одно из заданий французов состояло в том, чтобы создать единую программу фехтования для японской армии. Чтобы распространить этот новый метод, французские советники сначала проинструктировали двенадцать японских унтер-офицеров, которые, в свою очередь, помогли бы обучить этим техникам более широкую аудиторию. Японское обучение кендзюцу было строго запрещено. Однако недовольство среди солдат было сильным. Многие говорили о превосходстве кендзюцу над саблей и особенно над рапирой, которую они видели как совершенно бесполезную на реальном поле битвы. Более того большее число призывников с трудом привыкало к европейскому стилю фехтования, особенно к его стремительным движениям ног и выпадам. А так как штыковые техники во Франции первоначально были разработаны на основе традиционного фехтования то способность к выпадам была критической.
Французская военная миссия официально завершилась в январе 1889 года. В том же году министерство обороны Японии опубликовало Кендзюцу Кюхан , официальный учебник по фехтованию основанный на переводах французских военных учебных материалов. Kenjutsu Kyōhan состоит из трех томов: • Сейкен-дзюцу (剣 術 術) -> рапира • Гунто-дзюцу (術 術) -> сабля • Дзюкен-дзюцу (剣 術 術) -> штык .
Можно задаться вопросом, почему министерство обороны приняло решение о продвижении кендзюцу-кюхан на основе оспариваемого французского военного фехтования. Токио имел возможность отказаться от этой системы и вернуться вместо этого к геккен / кэндо, так как многие офицеры и солдаты уже владели японским кендзюцу .
Но академия Тояма решительно выступала за французский метод. Во-вторых, армия столкнулась с непредвиденной проблемой: Япония уже приняла (и заказала) европейскую саблю в качестве своего стандартного оружия и конечно же казалось слишком дорогостоящим переоснастить офицеров и солдат катаной . Тем не менее через год после публикации Кендзюцу Кюхан , Шкубо Харуно, тогдашний директор Академии Тояма, заявил, что французское фехтование не подходит морфологии и духу японцев и рекомендовал вместо этого кендзюцу. Поэтому он попросил начальника гимнастического отдела Цуду разработать новую систему фехтования. Исследование Цуды привело к публикации в апреле 1894 года пересмотренной версии « Кендзюцу Кюхан» .
Первое главное отличие от книги 1889 года - ее разделение на две части: гунто-дзюцу и дзюкен-дзюцу, рапира полностью была исключена из официальных указаний. Следующее различие заключается в оборудовании для обучения: новая система использовала синай и богу и следовательно в этом отношении была близка к японской геккен / кендо.
Тем не менее техническая программа 1894 года Гунто-дзюцу (это также касается дзюкен-дзюцу ) по-прежнему во многом основана на французской 1889-х годов. Прежде всего методы описанные здесь представляют собой одноручную (катата) систему, в отличие от традиционного двуручного (моротэ) японского кендзюцу . Рукоять европейской сабли не позволяет легко обращаться с оружием двумя руками и поскольку вся армия была оснащена таким мечом Цуда должен был справиться с ней.
Движения ног были изменены, чтобы лучше подходить японским солдатам и таким образом глубокий выпад был отменен в пользу ударов с прыжком (фумикоми). Тем не менее мелкий выпад все еще выполнялся в конце атаки (это все еще имеет место в современном дзюкендо и танкендо). Наконец сами удары по-прежнему выполнялись как в сабле (круговые удары), причем кончик синая рисует спираль до удара.
Гунто-дзюцу 1894 года - гибридная система, которая смешивает европейскую саблю и японское кендо.
После окончания русско-японской войны (1905 г.) появилось суждение, что гунто-дзюцу недостаточно эффективна и что ее следует усовершенствовать.
Таким образом, в 1907 году была опубликована новая редакция «Кендзюцу-кюхан », в которой круговые удары исключались в пользу суриаге техник кендо. Начиная с этого издания удары по предплечьям также игнорировались.
В учебнике 1907 года появилась новая категория гунто-дзюцу : jōba guntō-jutsu или guntō-jutsu на коне.
Однако с 1915 года японская армия решила отказаться от саблей и вместо этого использовать двуручный guntō-jutsu , модифицированную версию кендо для военных целей (только на открытом воздухе, без додзе и без левого до, т.к. амуниция солдата эффективно защищает эту сторону туловища). Старая гунто-дзюцу затем была переименована в катате гунто-дзюцу , в отличии от моротэ гунто-дзюцу, и практиковалась только кавалерийскими офицерами.
С 1919 года японская армия разработала новую одноручную боевую систему, названую танкен-дзюцу , основанную на приемах штыкового боя и японской техники кодачи. В результате катате гунто-дзюцу постепенно исчезло, поскольку штыковые техники стали основными в учебных планах до и во время Второй мировой войны.
Когда спустя несколько лет после войны запрет на Будо был снят, только дзюкен-дзюцу и танкен-дзюцу были возрождены как «японские боевые искуства» и превратились в дзюкендо и танкендо. Катата гунто-дзюцу была полностью заброшена и не превратилась в современное будо.
Click to view
потырено у группы
Кендо Life