Сегодня день празднования памяти священномученика протоиерея Зосимы Трубачева.
Отец Зосима, ученик о. Павла Флоренского по Московской Духовной Академии, был женат на родной сестре моей бабушки по отцу:
(С женой Клавдией Георгиевной)
Сын его Сергей (двоюродный брат моего отца) после Великой Отечественной войны вступил в брак с дочерью о. Павла Ольгой; был он музыкантом, заведовал кафедрой в Институте им. Гнесиных, а выйдя на пенсию и поселившись в Сергиевом Посаде в доме Флоренских, посвятил себя церковной музыке. В самом конце жизни, за полгода до кончины, принял сан диакона.
--------------------
Священник Зосима Васильевич Трубачёв родился в 1893 году на Северной Двине, в селе Пучуга Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне Верхнетоемский район Архангельской области) в семье сельского диакона Василия Петровича Трубачева. Не только рождением, но и наречением имени он укоренен в глубинах Северного края, почитающего имя преподобного Зосимы Соловецкого. Сыновья диакона Василия Петровича Трубачёва - Николай, Зосима, Петр, Пантелеймон получили начальное образование в Духовном училище города Никольска, но только Зосима продолжил обучение в Вологодской духовной семинарии, по окончании ее в 1914 году направлен в Московскую духовную академию.
Душевные качества Зосимы - доброта, отзывчивость, любовь к храму и церковному богослужению - рано предопределили его священническое призвание. Наделенный от природы музыкальным слухом и певческим голосом, он еще в семинарии овладел навыками управления хором и замещал регента. В общении с любимыми преподавателями академии архимандритом Илларионом Троицким и священником о. Павлом Флоренским укрепилось его стремление послужить Церкви, непрестанно поучаться в ней святоотеческому богословию, заключенному в словах богослужебных песнопений, и полностью жить благодатной жизнью Церкви. Он глубоко почитал праведного о. Иоанна Кронштадтского и сохранил как благословение святого пастыря образ преподобного Иоанна Рыльского, написанный с портрета о. Иоанна и переданный о. Зосиме Верой Тимофеевной Верховцевой, духовной дочерью о. Иоанна. В детстве я подмечал неуловимое сходство в лице моего отца с лучистым взглядом о. Иоанна, объяснимое, быть может, их природным северным происхождением, икону я любил как образ самого о. Иоанна, как некий символ священства, неотделимый и от моего отца.
В студенческие годы о. Зосима управлял вторым академическим хором и в 1915-1918 годах - хором при домовой церкви во имя Марии Магдалины в Сергиево-Посадском убежище сестер милосердия Красного Креста, где настоятелем служил о. Павел Флоренский. За год до окончания академии он вступил в брак с Клавдией Георгиевной Санковой, дочерью давнего жителя Сергиева Посада. Отец ее, Георгий Прохорович Санков, по профессии железнодорожный мастер, помнил и почитал Гефсиманского старца Варнаву, при жизни старца обращался к нему за сонетом. Венчание совершил о. Павел Флоренский 23 августа 1917.
В январе 1918 года Зосима Трубачёв принял сан диакона, а 25 апреля (8 мая нового стиля) 1918 года рукоположен во священника Святейшим Патриархом Тихоном в Троицком соборе Сергиевой Лавры. В 1918 году студент LXXIII курса священник Зосима Трубачёв окончил Московскую духовную академию по первому разряду со степенью кандидата богословия.
Первые годы священства о. Зосима служил в селе Подосиновец Великоустюжской епархии настоятелем Богородице-Рождественского храма. Холмистое село Подосиновец расположено в стороне от железной дороги (в 50 километрах от станции Пинега) и стоит на высоком берегу реки Юг (приток Сухоны). Отец Зосима с детства хорошо знал трудовую крестьянскую жизнь. Поселившись в Подосиновце, он всецело посвятил себя пастырской деятельности.
Он взял на воспитание 13-летнюю сироту Наташу Груздеву, дочку утонувшего помора, и впоследствии она всюду следовала за нашей семьей. Поселился в большом церковном доме вместе с матерью и братьями. Мать Вера Петровна вела хозяйство и готовила просфоры.
В Подосиновце родились дети: Сергей (1919), Анастасия (1922), Алексей (1924). В младенческом возрасте младшего сына Алеши произошло событие, обычно именуемое чудом: в праздничный день семейного торжества собрались родные и гости, мальчика держали на руках, но кто-то отозвал папу, он неосторожно положил ребенка на подоконник и поспешно вышел. Через несколько мгновений Лёля упал со второго этажа дома, где тогда мы жили, на улицу. Когда его принесли - он тотчас уснул. Папа горячо молился в другой комнате, мальчик проснулся вполне здоровым и остался жив.
(Дети отца Зосимы: Анастасия, Алексей, Сергей)
В1922 году, вероятно в связи с изъятием церковных ценностей, отца впервые арестовали, отправили в Великий Устюг, откуда он вернулся через месяц и продолжал служить в том же храме.
В 1924 году о. Зосиму перевели в Ивановскую епархию, возглавляемую тогда Преосвященным Августином, епископом Иваново-Вознесенским. Некоторое время отец служил в Кохме. В 1925 году Владыка назначил его настоятелем Введенского храма в самом Иванове, где он служил в сане протоиерея до осени 1928 года.
Служение в этом храме было поистине подвижническим. В тяжелейших условиях, когда власти намеревались закрыть храм или передать его обновленцам, безбожники открыто совершали злостные выходки, а среди церковного причта не было согласия и единомыслия, отцу Зосиме приходилось отстаивать и защищать вверенный ему храм, объединяя приход в сохранении церковного единства.
Как-то перед Пасхой отцу угрожали, требовали отменить крестный ход в Пасхальную ночь. Когда с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси» священство и верующие вышли из храма, их стали теснить с безобразными выкриками заранее поджидавшие этот момент дюжие парни. Отца Зосиму, как и все духовенство, охраняли ивановские рабочие - прихожане храма. Они оцепили процессию, взявшись за руки, и не допустили избиения, я крепко держался за край священнического облачения и тоже «охранял» отца, идущего с крестом и трисвещником.
(Введенский храм в Иванове)
В июле 1926 года о. Зосима совершил поездку в Саров на празднование обретения мощей преподобного Серафима, взял с собой и семилетнего сына Сережу.
Насколько я знаю и помню своего отца - светлое восприятие жизни преобладало в нем над всеми жизненными невзгодами. По своему характеру о. Зосима был общителен, легко сближался с людьми и в церковной, и в мирской среде, но и к нему тянулись люди, и простые, и образованные. Так, в Подосиновце он сблизился с семьей земского врача, дочь которого - Екатерина Отрокова - стала крестной матерью моей сестры Анастасии. В Иванове он посещал дом, где иногда музицировали, и познакомился там с музыкантом из Петрограда, который помог ему приобрести пианино. Отец радовался, когда в доме появился прекрасный инструмент.
Интерес к многообразным сторонам жизни позволял ему сближаться с людьми очень разного уровня. При том он всегда оставался священником, лицом, облеченным в иерейский сан, и тяготение к искусству не заглушало в нем внутренней настроенности, обогащенной обертонами красоты, прозреваемой в творениях Божиих, в земных откровениях вечного.
В 1928 году в Иванове расклеили по городу списки «лишенцев», в них заносились фамилии «бывших» - фабрикантов, купцов, военных и «служителей культа». Продолжалось глумление над церковными праздниками, устраивались антирелигиозные карнавальные шествия. Появились и клеветнические статьи в местной газете. Вскоре последовал вызов отца в ОГПУ и тюремное заключение, свидания разрешали только через тюремную решетку. Ждали свидания у тюремных ворот, пока не откроют, и тогда поток ожидающих устремлялся внутрь двора, охраняемого часовыми.
Высланному в город Вельск о. Зосиме служить не разрешали. В 1929 году ссылку ужесточили, отправили в лагерь на лесоразработки в районе станций Коноша-Няндома северной железной дороги. Там он встретился с Павлом Голубцовым (будущим архиепископом Сергием), тоже ссыльным.
В 1932 году отцу разрешили переезд в город Юрьев-Польской, но все еще как ссыльному, без права церковного служения, там он работал в совхозе, а в свободные дни руководил клиросным пением в храме во имя святых бессребреников Косьмы и Дамиана - единственном храме, уцелевшем до 1937 года на окраине города. Два лета - 1932 и 1933 годов - я провел в Юрьеве, пел в хоре и прислуживал за архиерейским богослужением. Отец тайно причащался в алтаре, не участвуя в сослужении.
За годы ссылки отец стал сдержаннее в проявлении своих чувств, но не изменил ни убеждений, ни твердого намерения продолжить церковное служение.
Летом 1934 года закончился срок ссылки, ограниченной проживанием без права выезда и служения, и отец поспешил навестить свою мать - она жила в Архангельске. Семья о. Зосимы к тому времени переселилась в город Загорск (Сергиев Посад) к родным сестрам моей матери и в дальнейшем жила отдельно от о. Зосимы (в 1932 году, чтобы спасти детей, о. Зосима оформил гражданский развод с женой, сохранив церковный брак).
Вскоре о. Зосиме было предложено служение в городе Малоярославце. Он с радостью согласился и служил в Малоярославце настоятелем Казанского собора и благочинным приходов до своего последнего ареста.
О судьбе о. Зосимы многие годы не было достоверно известно. В конце августа 1938 года я приезжал в Малоярославец вместе с сестрой Анастасией, чтобы собрать и отвезти домой оставшиеся после него священнические вещи и книги. Среди них не было серебряного иерейского креста и Нового Завета, изданного с параллельным славяно-русским текстом,- с ним он не расставался в годы первой ссылки. В ответ на мой письменный запрос осенью 1938 года мне ответили через окно справочной на улице Матросская тишина: «Выслан на 10 лет без права переписки». На вторичный запрос в 1954 году получен еще более краткий ответ из управления НКВД на Кузнецком мосту: «Сведений нет».
В 1989 году после указа Президента СССР о реабилитации репрессированных в 1930-1950-е годы я направил в прокуратуру СССР письмо с запросом сведений о моем отце. В ответном письме из прокуратуры Калужской области мне сообщили, что мой отец Зосима Васильевич Трубачёв решением тройки УНКВД СССР по Московской области от 19 февраля 1938 года приговорен к расстрелу, «постановление приведено в исполнение 26 февраля 1938 года». Во втором письме из управления КГБ по Калужской области сообщалось, что он «содержался в Таганской тюрьме г. Москвы. Данных о месте исполнения постановления и месте захоронения Вашего отца в имеющихся документах не имеется».
Предвидя мученическую кончину, о. Зосима остался верен своему священническому призванию. В памяти моей духовный облик его неотделим от наставления апостола Павла, читаемого на его иерейском кресте: «Образ буди верным словом, житием, чистотою».
Когда появились сообщения о массовых расстрелах в подмосковном Бутове и стали известны имена многих священнослужителей, убиенных на этом месте в 1937-1938 годах, возникла почти уверенность - не там ли захоронен и о. Зосима, приговоренный к расстрелу «тройкой» по Московской области. За неделю до поминовения Новомучеников Российских я получил утвердительный ответ на свой вопрос.
Протоиерей Зосима Трубачев канонизирован Русской Православной Церковью на Архиерейском соборе 2000 года.