Рецензий и критики на это произведение в сети много, поэтому я напишу мысли, родившиеся при чтении.
1. РИТЭГи в пилотируемой космонавтике NASA использовала, их применяли для питания научной аппаратуры на Луне в программе "Аполлон".
2. Описанная в романе концепция исследования Марса базируется на программе "Mars Direct" доктора Роберта Зубрина (Dr. Robert Zubrin):
http://www.marssociety.org/home/about/mars-direct .
3. Марсианскому взлетному кораблю, внутри которого находится химический комбинат по выработке топлива и окислителя из марсианской атмосферы и сжижению их, требуется очень много энергии для своей работы на поверхности Марса. Причем эта энергия должна поступать к нему длительное время и без возможности человеческого обслуживания. РИТЭГа, описанного в романе, хватит на работу научной и аппаратуры связи - но не для работы по синтезу ракетного топлива и его сжижению и хранению. В "Mars Direct" по этой причине марсианский взлетный корабль нес на борту марсоход с полноценным ядерным реактором, в целях облегчения не имеющий биозащиты. Поэтому требовалось перед запуском реактора отвезти его подальше от марсианского взлетного корабля и будущей марсианской базы вокруг него - после запуска реактор начнет жестоко фонить, и радиоактивный фон в его окрестностях будет сильный. Так что предупредительный флаг для членов экспедиции над ним действительно лишним не будет.
4. Поскольку для производства ракетного горючего на марсианском взлетном корабле на поверхности Марса будет ядерный реактор, и ко времени посадки людей топливо на обратный перелет уже будет наработано, то есть расход энергии на эту задачу уменьшится - базе не потребуются иные источники энергии, вроде солнечных батарей или РИТЭГов. Кроме того, поскольку ядерный реактор выдает энергию стабильно - базе не потребуются АКБ большой емкости.
5. В романе пассажирский межпланетный корабль, "Гермес" - единственный, уникальный и неповторимый. Если он погибнет, второго такого корабля не будет - вообще. И ракета-носитель тяжелого класса у Китая единственная и второй такой не будет - вообще. За дверями у автора не сияющая дорога к звездам - за дверями у автора беззвездная ночь Темного Времени.
6. В романе многократно сказано и показана, что для пользы дела работники космоса - NASA и Китая, должны действовать в обход государственных структур и даже структур управления собственных организаций. Таким образом, автор зафиксировал бесполезность и вредность для дел существующих государственных структур, включая сами национальные космические агентства.
7. Поскольку база на Марсе благодаря ядерному реактору имеет практически не ограниченный источник энергии, а химический комбинат на марсианском взлетном корабле способен постоянно снабжать ее кислородом и топливом, в "Mars Direct" экспедиция должна была проводить на поверхности Марса длительное время - несколько лет. И исследовать область в полтысячи километров вокруг своей базы - за счет обитаемых марсоходов с двигателями внутреннего сгорания на ракетном топливе. Это еще Зубрин не имел на руках нынешних данных о том, насколько Марс богат водой - сейчас уже имеет смысл рассчитывать для длительных экспедиций добычу воды на Марсе. Это в первую очередь местный водород для ракетного топлива, который не нужно везти с Земли и долго хранить во время космического полета.
8. "Гермесу" нечего делать на низкой орбите у Земли - выхлоп его двигателей станет постоянной головной болью для эксплуатантов земных спутников, самому кораблю придется тратить много времени на подъем из гравитационного колодца и обратный спуск при возвращении, большую часть которого он будет проводить в радиационных поясах Ван Аллена - поэтому межполетное обслуживание корабля и его подготовка к полету должны проводится на высокой орбите Земли или на орбите вокруг Луны. Что потребует соответствующей инфраструктуры. Тратить деньги на создание этой инфраструктуры и сам корабль только ради перевозки людей - глупо, ведь большую часть массы, доставляемой на Марс, составляют корабли, наземная база и энергоблок, марсоходы и запасы. Поэтому если подобный корабль построен - он везет на Марс за один рейс экипаж экспедиции, взлетный корабль с ядерным энергоблоком и запасы для следующей экспедиции. И ждать на всякий случай нынешнюю экспедицию на орбите Марса этот "поезд" не сможет - он должен успеть вернуться с экипажем прежней экспедицией на Землю, забрать экипаж следующей и имущество экспедиции через одну, чтобы доставить их на Марс до того, как начнет заканчиваться ресурс оборудования, оставленного на Марсе. Правда, имея на руках нынешние данные по воде на Марсе и имея подобную "космическую электричку", для 5-6 экспедиций уже может оказаться дешевле один раз доставить на Марс 2-3 многоразовых корабля для перелетов на самом Марсе и Марс-орбита, и завод по производству топлива на местных ресурсах для них. Чем таскать эти корабли по несколько штук каждым рейсом "электрички". И тогда "палатка" обитаемого модуля из "Марсианина" становится всего лишь полевой базой экспедиции - в нескольких тысячах километров от которой находится долговременная марсианская база с АЭС и химическим комбинатом, многоразовыми кораблями и взлетно-посадочным эксплуатационным комплексом для них. И конечно же - вахтой инженеров, присматривающих за всем этим хозяйством, и сменой ученых, для исследований которых не обязательно находится на полевой базе.
И это будет дешевле, чем 5-6 экспедиций по описанной в романе схеме.
9. Межпланетная связь так, как показано в романе - не работает. Чтобы спущенный на Марс зонд знал, куда отправить сообщение - ему нужен входящий сигнал с Земли для ориентации собственной антенны. В романе такой сигнал вполне мог быть - но главный герой для принятия решения для экспедиции за зондом должен исходить из допущения, что Земля знает о его выживании и наблюдает за его действиями. И тогда непонятно, почему он не пытался отправлять сообщения, используя те же камни - выкладывая ими хотя бы просто слова вокруг своей базы.
10. Описанная в романе схема экспедиции не рациональна, дорога и опасна как чертова душегубка "Space Shuttle". :)