БЛА-штурмовик.

Sep 30, 2015 09:26

Если внезапно у вас появилось желание поубивать.

БЛА в качестве штурмовика имеет следующие недостатки: у него хуже ситуационная осведомленность, для него критична связь с постом управления, поскольку идентификация целей и анализ тактической обстановки на сегодня требует человека.
Преимущества БЛА: его потеря не грозит потерей пилота, для обучения которого требуется много средств.
Таким образом, преимущество БЛА-штурмовика низкая цена риска потери, и рационально создавать его с упором именно на дешевизну. В локальном конфликте высокой интенсивности с активным использованием РЭБ БЛА-штурмовики могут применяться очень ограниченно, из-за критической зависимости от системы связи. Поэтому их основное назначение - локальные конфликты низкой интенсивности.

Основные цели в локальных конфликтах низкой интенсивности - открытая живая сила по отдельности, единично, и мелкими группами, расчеты и позиции группового оружия, отдельные автомобили и небольшие колонны, катера и маломерные суда, занятые и захваченные гражданские здания и полевая фортификация.
Основные угрозы - стрелковое оружие, малокалиберная зенитная артиллерия, ПЗРК и ЗРК малого радиуса действия.

Для дешевого штурмовика оптимальным оружием для поражения живой силы единичной и в мелких группах, одиночных автомобилей и маломерных судов, позиций группового оружия видится артиллерийское вооружение, к примеру - контейнерная пушечная установка УПК-23-250 с орудием ГШ-23Л калибра 23-мм. Вес легкой модификации этой установки с ресурсом в 1200 выстрелов без патронов - 120 кг. С ограниченным БК масса установки вместе с пилоном и балочным держателем может быть принята равной 200-250 кг. Вес модификации этой установки с большим ресурсом и полным БК в 250 выстрелов - 310 кг, вместе с пилоном и держателем можно принять ее как 350-400 кг.
Для поражения зданий и полевой фортификации оптимальным дешевым средством видятся авиабомбы. К сожалению, развитие авиабомб в СССР, а затем в России, пошло в сторону наращивания калибра, и выбор в малых калибрах практически отсутствует, сегодня это только - ФАБ-100, ее вес с балочным держателем и пилоном - 150 кг. Современные авиабомбы для штурмовых ударов и оптимизированные для поражения разных типов целей в России начинаются с калибра 250 кг, это ШАБ-250 и РБК-250 в разных модификация. Масса этих бомб с пилоном и балочным держателем 350-400 кг.
К сожалению, применение неуправляемых авиабомб подвергает носитель высокому риску, поэтому для поражения объектов, защищенных ПВО, даже в условиях локального конфликта низкой интенсивности, имеет смысл использовать неуправляемые ракеты типа С-8. Снаряженный семизарядный блок Б8С7 с ними весит с пилоном и держателем 200-250 кг.
Отдельно стоит обсудить рациональность применения на данном БЛА управляемого оружия. Существующие сегодня в России «легкие» образцы оптимизированы для поражения сильно защищенных подвижных бронеобъектов, прикрытых достаточно мощной ПВО. В локальном конфликте низкой интенсивности подобный класс целей встречается редко, а стоят эти комплексы достаточно дорого.

Защита штурмовика от основных угроз.
Для защиты от стрелкового оружия кроме бронирования и резервирования критичных узлов нужно снизить заметность БЛА для человека - это шум ЛА, состоящий из шума моторов, винтов и планера, инверсионный и дымный след, габаритный размер планера, предельно малая высота полета.
Защита от МЗА во многом повторяет защиту от стрелкового оружия, но ставит дополнительно задачу снижения ИК-сигнатуры, поскольку многие системы МЗА сегодня оснащаются тепловизионной оптикой, и РЛ-сигнатуры из-за широкого оснащения данных систем РЛС. Кроме того, для повышения живучести БЛА при применении противником этих систем очень важна ситуационная осведомленность, для улучшения которой на БЛА нужно иметь системы предупреждения об облучении, предупреждающие о работе вражеских РЛС, обзорные оптические станции и РЛС обзора земной поверхности высокого разрешения, способные обнаружить сами МЗА и их стрельбу. Это так же весьма дорогие и достаточно большие системы, и их размещение на БЛА противоречит концепции малого и дешевого штурмовика.
Для защиты от ПЗРК так же важны принципы уменьшения заметности ЛА для человека и уменьшение ИК-сигнатуры, обзорные оптические станции для обнаружения запуска ЗУР и системы постановки помех.
Для защиты от ЗРК малой дальности важны малая ИК и РЛ-сигнатура, системы предупреждения об облучении, оптические системы обнаружения пусков ракет, обзорные оптические системы и РЛС обзора земной поверхности высокого разрешения для обнаружения ЗРК, системы постановки помех.

Тактика применения.
Для штурмовика, как самолета непосредственной авиационной поддержки, критично минимальное время реакции на запрос от наземных сил или целеуказание от средств разведки. Для уменьшения времени реакции есть два основных пути: вынос пунктов базирования ЛА как можно ближе к передовой, и удары из дежурства ЛА в воздухе. Базирование ЛА на минимальной дистанции от передовой требует держать возле передовой большой штат аэродромной части, даже при использовании средств безаэродромного базирования. И снабжать и охранять как сам ЛА, так и аэродромную часть, обеспечивающую его боевую работу, возле передовой, то есть в зоне высокого риска. При высокой интенсивности боевой работы логистика данной системы становится очень дорогой. При малой интенсивности боевой работы встает вопрос об рациональности создания и использования этой системы.
Поэтому оптимальным путем решения данной задачи видится применение штурмовиков из дежурства в воздухе, с базированием на удаленных от передовой авиабазах.
Поскольку спутниковой системы связи с малогабаритными терминалами, обеспечивающей 24/7 покрытие, у России нет и в обозримом будущем не будет, для организации канала связи поста управления с летящим на предельно малой высоте штурмовиком нужно применять ЛА-ретранслятор, сопровождающий штурмовик или их группу на средних или больших высотах.
Рационально выглядит оснащение этого ЛА-ретранслятора средствами обеспечения ситуационной осведомленности: обзорными оптическими системами для обзора земной поверхности и для обнаружения пуска ракет, возможно - РЛС обзора земной поверхности высокого разрешения, возможно - станция радиотехнической разведки. При исполнении данного комплекса средств в виде контейнерной станции, этим ЛА-ретранслятором сможет быть БЛА-штурмовик, несущий данный контейнер.
Для уменьшения и удешевления штурмовика протектированным имеет смысл выполнять исключительно расходный бак. Для взлета и дежурства в воздухе запас топлива заливается в баки консолей крыла, остаток из них сливается перед атакой. Для боя и возврата на базу используется топливо из Подвесных Топливных Баков Сбрасываемых, при возгорании от боевых повреждений этот бак сбрасывается. Штурмовик при этом выходит из боя и уходит на запасную площадку подскока, или тянет до расположения своих наземных сил и совершает аварийную посадку.
Основная тактическая единица подобных БЛА в конфликте низкой интенсивности это пара ретранслятор - штурмовик. Вылетев с базы, пара занимает назначенный район дежурства и переходит в режим максимальной длительности полета. Получив запрос от наземных сил, целеуказание от средств разведки или обнаружив противника собственными бортовыми средствами, пара сливает остаток топлива из баков в консолях крыла. После чего штурмовик на предельно малой высоте выходит в район цели, а ретранслятор сопровождает его в оптимальной в зависимости от ситуации и рельефа позиции. В районе цели оператор БЛА через аппаратуру штурмовика и ретранслятора при необходимости производит допоиск цели и ее идентификацию, контролирует ее захват аппаратурой сопровождения ретранслятора. После чего автоматическая система управления формирует оптимальную схему атаки для штурмовика или предлагает на выбор оператору несколько вариантов схем атаки, и в автоматическом режиме реализует ее. Оператор БЛА при этом контролирует автоматическое сопровождение цели. После выполнения атаки штурмовиком ее результаты контролируются ретранслятором. В случае успешного поражения цели пара возвращается на аэродром базирования. В случае израсходования БК штурмовика он возвращается на базу, а ретранслятор ведет цель для ее передачи следующей паре. В случае боевых повреждений штурмовика он идет на запасную площадку подскока, на аварийную посадку в расположении своих войск или падает, а ретранслятор сопровождает цель для ее передачи следующей паре или контролирует место крушения штурмовика.
Второй прием применения штурмовиков - нанесение бомба-штурмового удара по известным координатам или внешнему целеуказанию, когда есть время для подготовки самолетов к нанесению удара на своей базе. В этом случае штурмовик снаряжается в перегрузочном варианте, то есть берет средства поражения вместо ПТБС и возможно - контейнеров СПО. Либо наносит удар на большую дистанцию, чем при патрулировании. БЛА-ретранслятор при таких ударах может не применяться.

Конструкция.
Двухфюзеляжный винтовой высокоплан с размещением ПН и ПТБС на узлах подвески под крылом. Для удобства транспортировки и ремонта БЛА выполнен сборно-разборным из 5 модулей.
Две идентичных Хвостовых Частей Фюзеляжа и две консоли крыла, основной конструкционный материал - радиопрозрачный композит, стеклопластик. В ХЧФ располагается аппаратура постановки помех, на консолях крыла - по одному узлу подвески для полезной нагрузки и топливных баков, плюс узел для подвески контейнера системы предупреждения об облучении на законцовке. Основной способ конструкционной защиты - локализация повреждений.
Центральный модуль из носовых частей фюзеляжей с центропланами и центральной частью крыла между ними. Основной конструкционный материал - радиопоглощающий композит, углепластик. Основной способ конструкционной защиты - бронирование. Большая часть агрегатов и аппаратуры БЛА располагаются в центральном модуле. Для уменьшения шума тянущие винты выполнены Х-образными. Капоты поршневых моторов выполнены из радиопоглощающего материала, экранирующими тепловое излучение и шум. С внешнего борта и спереди двигательная установка бронированна от огня стрелкового оружия. Снизу под двигательной установкой находится носовая стойка шасси, створки ее люка также выполнены из радиопоглощающего композита и бронированны от огня стрелкового оружия. За двигательной установкой под центропланом находится отсек интегрированного Выхлопного Устройства - смешивающего горячие газы от двигателя с забортным воздухом и рассеивающего выхлоп сверху и между фюзеляжами, глушащего звук выхлопа мотора. Под ВУ находится основная стойка шасси, створки ее люка также бронированны от огня стрелкового оружия. За ВУ к хвосту находится приборно-аппаратный отсек, несущий в каждом фюзеляже автопилот и бортовую ЭВМ, навигационный приемник и трехосевой гироскоп-акселерометр. Кроме дублирующейся аппаратуры в одном из отсеков находится прицельная гиростабилизированная оптико-электронная система с дневной и ночной ветвью и лазерным дальномером для обзора нижней полусферы, система радиосвязи малой дальности. В отсеке фюзеляжа другого борта находится система связи большой дальности и навигационная оптико-электронная система фиксированного или малых углов обзора. Отсек бронирован со стороны внешнего борта, снизу и сзади. В центральной части крыла между фюзеляжами расположен протектированный расходный топливный бак, под ней находится центральный узел подвески полезной нагрузки.

Летно-тактические характеристики.
Основные летные характеристики, такие как скорость, скороподъемность, маневренность, требования к ВВП, будут находится на уровне штурмовиков Второй Мировой Войны.
Сухая и взлетная масса будут зависеть от выбранного варианта массы ПН.
В минимальной конфигурации масса ПН - 200-250 кг нормальная, до 600 кг - перегрузочная, сухая масса БЛА - 800-950 кг , взлетная масса - до 2000-2400 кг.
В средней конфигурации нормальная масса ПН - 350-400 кг, до 1050 кг - перегрузочная, сухая масса БЛА - 1250-1400 кг, взлетная масса - до 3200-3600 кг.
В максимальной конфигурации нормальная масса ПН - 350-400 кг, до 1250 кг - перегрузочная, сухая масса БЛА - 1400-1600 кг, взлетная масса - до 3600-4100 кг.
БЛА будет способен вести дежурство с возможностью атаки в течении двух-четырех часов на удалении порядка полу тысячи километров от своей ВПП базирования или нанести бомбово-штурмовой удар в перегрузочном варианте на таком же удалении. При уменьшении полезной нагрузки и использовании ПТБС со сбросом по выработке топлива боевой радиус для нанесения бомбо-штурмовых ударов возрастет до 1200-1500 км.

зарисовки, локальные войны, дроны, авиация

Previous post Next post
Up