Рванем в сельву.
Машину мы забронировали в международном автопрокате budget. Деятельность этой конторы распространяется на много стран, просто для Сербии он предлагал наиболее выгодные цены.
Хорошая белая рено- флюенс, 1,3 литра. Казалось бы, вполне достаточно, чтобы путешествовать по пусть и холмистой, но вполне благополучной с точки зрения дорог Сербии. Но как показала практика, этого оказалось совсем не достаточно.
По дороге к Златибору - конечной точке нашего маршрута - остановились на берегу красивого озера пообедать. Вместе с нами там принимали пищу стареющие, но еще вполне себе бодрые европейские байкеры. Они заняли половину большого кафе и, вольготно развалясь на стульях, громко переговаривались между собой, поблескивали глазами на отдыхающих в кафе дам и похохатывали. Все это сопровождалось деликатным прихлебыванием безалкогольного пива и минералки. В общем, не смотря на шум, байкеры производили впечатление домашних и вполне ручных.
К Златибору подъехали уже ближе к вечеру. Я пытливым глазом все пыталась определить места для купания в округе - потому что у меня на момент поездки в Сербию работала установка в голове «Ребенок должен купаться».
Из мест для купания разглядела бассейн, фактически рядом с нашими апартаментами, открытый, большой, на улице. Сделала у себя в голове зарубку (божеж мой, сколько у меня в голове зарубок по разным поводам - не счесть).
Отель наш был очень хорош. Множество разбросанных тут и там двухэтажных бунгалов, живописных, в цветах и зелени.
Вообще, Златибор состоит из одних отелей - разной степени красивости и крутизны, но одни отели, никуда без них.
Ну еще рынок, небольшое количество аттракционов, палатки разные торговые.
Еще есть пруд посередине и кафе возле него.
Заселение наш сопровождалось эпичной сценой.
Заходим в отдельный домик - рецепшн. Выходит приветливый пожилой мужичок. Кричит: «О!!! Марина К….» и далее по сербски начинает стрекотать. Дает нам ключи, рассказывает куда идти, где разменять деньги для оплаты, где оставить машину. Спрашивает, остались ли у нас какие-то вопросы. Ну вопросов особенно не осталось, но почему-то захотелось узнать - где выбрасывать мусор. Спрашиваем Андрея (который лучше нас знает английский) - как спросить про мусор.
Андрей улыбается и молчит. Тогда Ярослав берет инициативу в свои руки и безо всяких стеснений спрашивает: «Empty bottle бум бум?»
Мужик настораживается. Мы повторяем вопрос. Мужик как то натужно улыбается и говорит, что не понимает.
Мы потом обсудили эту ситуацию и решили, что он подумал про нас недоброе - что мы любим разбивать бутылки (может быть, даже стрелять по ним)! и лучше нам ничего не отвечать.
А потом еще мы узнали, что empty bottle в Сербии вообще не принято выбрасывать - их принято сдавать в магазине, тогда из стоимости продукции в бутылках вычитают стоимость тары. А мы- бум бум да бум бум.
Домик понравился. Двух этажный, уютный, похож на крутую дачу. Три спальни и санузел на втором этаже. Гостиная, кухня и санузел на первом. Веранда. Лафа.
Вечером ели в ресторане с видом на озеро. Знали, что будет дорого, но решили разориться - потому что хороший вид. Кроме того что дорого, оказалось еще и невкусно. Блюда производили впечатление сделанных наспех или приготовленных из консервов. Было странно их есть за стоимость еды в Белграде.
На следующий день было решено ехать в национальный заповедник Тара. Надо сказать, что в Сербии 4 или 5 национальных заповедников - лесных массивов, с аутентичной флорой и фауной.
Тара - это ближайший к нам. Мы поехали туда с целью совершить пешую прогулку по одному из предлагаемых смотрителями заповедника маршрутов. На горном серпантине к нам на дорогу выскочил олененок. Пометался немного перед колесами и ломанулся обратно вверх по склону. Было страшно, но жутко интересно. По приезду к началу всех маршрутов зашли в туристический центр заповедника Тара - небольшое здание, где можно было бесплатно взять карты, купить магниты и другие сувениры, посвященные заповеднику.
Девушка, стоящая за прилавком, встретила нас радушно, все нам рассказала, показала, продала.
Мы обласканные вышли, постояли немного под палящим сербским солнцем и вернулись обратно в здание - спрашивать про велосипеды. Девушка (уже не так радушно, но все еще улыбаясь) рассказала нам про аренду велосипедов, мы сказали, что подумаем и вышли. Через 10 минут вернулись обратно, чтобы все-таки взять эти велосипеды - но девушка, как мне показалось, сделала вид, что нас не замечает - и увлеченно о чем то беседовала с английской парой туристов).
Мы немножечко обиделись. Вышли под солнце и пошли пешком.
В общем, заблудились. Поскольку ориентировались сразу по трем навигационным приборам - навигатору Ярослава, бумажной карте парка Андрея и по тому, с какой стороны растет мох на соснах (мое ноу-хау), то на каждой мало-мальской развилке останавливались и долго обсуждали куда идти.
Андро наш быстро заскучал, но в какой то момент открыл для себя прекрасное развлечение - бросать камни в лес. Т.е. у него в этот момент наступило время разбрасывать камни. Не считая одного неудачного броска, когда камень прилетел чуть ли не в спину Марины, остальные броски Андро были вполне безобидны.
Мы в результате какую-то часть маршрута смогли осуществить, далее свернули к дороге и вернулись к машине. Оставшееся путешествие проделывали уже на машине. Доехали до озера. Места для купания не нашли. Такие шикарные озера - но никто не купается. Кошмар!
Объехали озеро кругом, периодически съезжая на разные грунтовые дорожки.
С одной стороны решили все-таки к озеру спуститься покупаться. Опасный гравийный спуск - и вот мы почти на берегу. Пустота, тишина. По оползневому склону съезжаем метров 5 к воде. Возле воды в толще оползня торчат камни со следами обработки. Андро начинает их рассматривать и пытается набить ими карманы. Я ему запрещаю что-то брать, и советую идти купаться. И тут кто-то из нас понимает, что по сути мы стоим на съехавшем в воду старинном кладбище, а все эти обработанные камни - не что иное как остатки надгробий.
Купаться на кладбище перехотелось, похватали вещи и вернулись к машине. В общем, в этот день покупаться не удалось.
Но я разнюхала в окрестностях наших апартаментов отель, предоставляющий услуги бассейна. Вообще, Златибор считается здравницей для людей с болезнями щитовидной железы. Там даже есть специальный санаторий, который специализируется на лечении людей с этими заболеваниями. А мы туда пошли за услугами бассейна.
Правда, в описании санатория меня немного напряг тот факт, что одним из способов лечения пациентов является их облучение (чем-то там слегка радиоактивным - говорят, типа помогает). И вот после облучения пациент должен в течение 24 часов избегать общения с другими пациентами, т.к. может представлять для них радиологическую опасность. И в моем мозгу очередной зарубкой свербила мысль - а вдруг какой-нибудь из больных (а то и не один) вдруг пренебрежет таким ограничением после радиологического сеанса и сразу бултыхнется в бассейн? И тогда бассейн сразу станет рассадником радиологического облучения? А мы там купаемся!?? В общем, когда в голове много мыслей - это сложно. Поэтому этой опасностью я решила пренебречь.
Бассейн был хорошо, широк, относительно недорог - Андро проплыл с небольшими передыхами 400 метров и был доволен.
Теперь хочется приступить к описанию самого эпичного приключения нашего путешествия.
Как то вечером, на 3 или 4 день мы собрались покататься на канатной дороге - в 5 км от нашего отеля. Там же расположен горнолыжный склон.
Приехали - склон не работает (ну это нормально), но и канатная дорога тоже не работает… Что делать? Мы то уже выбрались, полны сил и желания что-нибудь разведать, а тут такая незадача.
Посмотрели по карте ближайшие достопримечательности. Увидели неподалеку значок монастыря Увац (какие-то 40 км). Вообще ни о чем. Время было часов 5. Решили - скатаемся по-быстрому и вернемся домой, ужинать. Хм….
Принципиальной ошибкой было то, что у Ярослава в навигаторе в качестве доступных маршрутов были включены грунтовые дороги. И то, что у нас была мало мощная машина.
За рулем был Андрей. Уверенной рукой он вел нашего железного коня по склонам. Мы петляли между холмов, забираясь в ни все глубже и глубже. Постепенно дорога изменилась - вместо асфальта под колесами оказалась утрамбованная грунтовка, потом неутрамбованная, потом вообще что-то вроде тропинки. С каждым поворотом становилось все страшнее. Если бы я сидела сбоку, я бы оборвала все боковые ручки. А сидя сзади посередине просто намертво вцепилась в передние кресла и периодически зажмуривала глаза.
До Уваца оставалось километров 5, когда мы выехали на вершину горы, с который вниз вел узкий гравийный серпантин. Поехали. Я в уме подвывала. Я вообще трусиха по жизни.
Где-то на середине спуска возникла коллективная мысль - как будем возвращаться обратно?
Почему-то убедили себя, что к монастырю есть другая дорога, цивильная и обустроенная, иначе как бы туда могли приезжать туристические автобусы? По ней и вернемся.
Через 20 минут медленного спуска дорога выровнялась. Послышался шум реки. Мы въехали в заросли каких -то кустов и еще 5 минут вынырнули из них прямо под стены монастыря.
Монастырь Увац представляет собой отстроенную заново в 20 веке средневековую церковь с различными немногочисленными постройками. В монастыре всего два монаха.
Когда мы вышли из машины, на нас с удивлением и некоторой заинтересованностью смотрела группа мужчин полуразбойничного, полурабочего вида, которые как раз ужинали - запах приготовленной на костре незамысловатой пищи разливался по окрестностям. Мы поздоровались. Обошли церковь. И тут к нам вышел монах. Ну как монах - дядечка средних лет в черной рясе, приятный в обращении и ликом светел (хотя формально темен - черная борода и волосы). Он пригласил нас пройти в церковь. Поскольку мы не были готовы к посещению церкви, то были одеты в вольные одежды - шорты, майки. Мужчинам монах выдал безразмерные треники. Нам платки вместо юбок и платки на голову. После этого нам разрешили пройти в церковь.
Кстати, в Сербии к вопросу внешнего вида в церквях относятся менее догматично чем у нас - и без платков можно женщинам заходить, и без юбок - в смысле, в штанах. Я считаю такой подход правильным и удобным. Но поскольку сейчас мы приехали в монастырь, видимо, нужно было соблюсти все условности.
После посещения церкви мы оставили пожертвования. В связи с этим ли, либо так вообще принято в монастыре - но батюшка вынес нам по две иконки - он верно определил нас как две путешествующих семьи. При этом «семья» по сербски обозначается как «фамилия» - поэтому батюшка сказала - «Я вижу, у вас тут две фамилии - вот вам две иконки».
А Марина потом пошутила (с учетом того, сколько разноплановых фамилий в нашей поездке было представлено): «Все таки неправильно батюшка сказал про фамилии - фамилий у нас тут много - если судить по ним, то нас тут приехало три посторонних человека ну еще и папа с сыном».
Еще после посещения церкви батюшка предложил нам отведать раки, сладостей и кофе. За столом мы немного побеседовали с ним о монастыре, окрестностях. Еще спросили про дорогу - но настоятель радостно заулыбался и сказал, что дорога тут одна, ну или можно по реке приплыть. Те полуразбойничьи мужики, которые все с тем же ровным любопытством глядели на нас - вот они рыбаки, приплыли по реке.
По реке нам не годилось, поэтому, чтобы не трогаться в обратный путь в темноте - засобирались.
Прощались с монахом долго. Говорили благодарственные слова. Улыбались. Андрей попросил благословения в обратный путь (тут мне показалось, монах несколько оживился). Благословение получили, затем целовали монаху руку. Я, как нежная лань, убежала от этого обряда. Мне такое было странно.
В общем, тронулись. До начала основного подъема ехали нормально. Когда резко начался склон, поняли, что машина не едет. Ну просто стоит на месте - только что не откатывается. Несколько волнительных минут паники и ужаса - и вот мы высыпали из машины и пристроившись за ней, стали ее толкать. Толкали долго. Иногда казалось, что бесполезно. В голове моей одна страшная картина сменялась другой - то наша машина летит в пропасть и мы в последнюю минуту успеваем выхватить из-за руля Андрея. То машина катиться вниз по склону, а мы в ужасе отпрыгиваем в сторону. То мы прокалываем колесо и ночуем в монастыре. В компании с рыбаками и оголодавшими монахами. Картин в голове было так много, что они не умещались там и сменяли друг друга с бешенной скоростью. Тем временем Андрей как-то приспособил нашего полудохлого коня к езде в гору и… гора закончилась. Мы выехали на вершину. Потные, красные, пыльные и довольные. Когда приехали домой, то радостно делились впечатлениями о поездке и долго еще толкательный адреналин ходил по нашим венам.
С тех пор по дорогам Сербии мы ездили с оглядкой - так что можно сказать, что поездка в Увац дала нам возможность не совершить более страшных ошибок при поиске других монастырей и местных достопримечательностей.