Во-первых, вот в Сербии карантин сняли (как раз надо было всенародно проголосовать на выборах - ясное дело, совершенно случайно так совпало), а после голосования оказалось, что Ковид опять пришел и снова будут маски и комендантский час. И теперь тамошний народ негодует - какой такой Ковид, где ваши доказательства? Но Ковид никуда и не уходил - с чего бы ему уходить. Однако после объявления о победе над ним и снятия карантина очень трудно объяснить электорату, что эпидемия продолжается. Будем наблюдать за ценным опытом братской Сербии и мотать на ус.
Во-вторых, не все российские мужики боятся масок, а в основном - среднего возраcта.
Но - обо всем по порядку.
И да, автор заранее приносит извинения всем, кто усмотрит в нижеследующих скромных размышлениях неполиткорректность или еще что-либо актуальное в этом роде.
Что касается Сербии, то Ковид после прекращения карантина поднял мерзкую свою голову не только на Балканах. Вот и в Италии кое-где уже коэффициент R опять вышел на уровень выше единицы. В Германии, говорят, после отмены ограничений не очень спокойно. Главный инфекционист США вообще заявил вчера, что пандемия в мире, оказывается, еще только началась - а вовсе не закончилась, как решило большинство российских граждан, смело прижимающихся животами к спинам незнакомых людей в общественных местах.
В общем, тема второй волны Ковида может оказаться актуальной даже ранее обозначенного Высшим Лицом срока (напомню: это октябрь-ноябрь).
Что же касается масок, то накануне известный ковид-диссидент
sapojnik обмолвился, что, дескать, в масках ходила и сейчас продолжает ходить в основном молодежь.
"Как хорошо!" - обрадовалась я. Оказывается, не только ejhle обратила внимание на данный феномен, но он не прошел незамеченным и для социального психолога и, по совместительству, высокорейтингового блогера. Сапожник обещал написать отдельный пост на эту тему. Не читала, но не согласна. Представлю свою версию.
С молодежью (т.н. "первым непоротым поколением") всё обстоит довольно просто. Она высоко ценит свою жизнь и здоровье, и не стыдится это демонстрировать. Удивительно, да?
Такое отношение к себе и в целом к человеческой жизни не очень-то свойственно людям, вышедшим из СССР. Даже мне, заставшей времена Брежнева (а вовсе не эпоху Сталина), пришлось делать усилие над собой, чтобы скорректировать привитую со школы привычку воспринимать миллионные цифры всевозможных человеческих потерь с гордостью с фаталистическим внутренним окаменением как должную и неизбежную жертву во имя интересов государства.
Говоря о психологии советских мужиков той эпохи, надо учесть, что в СССР по сути был матриархат.
Истоками этого матриархата было весьма распространенное среди мужского населения пьянство и связанный с этим (впрочем, это вопрос дискутабельный) социально-бытовой инфантилизм.
В ранние 90-е годы были попытки объяснить причины мужской неприкаянности, обострившейся на исходе существования СССР. Предлагались такие варианты: сложности с самореализацией, невозможность легально заниматься предпринимательством и зарабатывать хорошие деньги для семьи, однообразие жизни, унизительные бытовые проблемы, а также всевозможные запреты и ограничения...
Впрочем, есть мнение, что основа матриархата была заложена в послевоенные годы, когда образовался порожденный войной страшный дефицит мужчин, и женщины сражались за них друг с другом, как олени в период гона. Заполучив свой приз, они сажали его в клетку и начинали "оберегать", отсранив от тяжелых обязанностей главы семьи. Помнится, был грустный фильм с Глаголевой и Абдуловым в главных ролях - на тему послевоенного женского счастья.
Так или иначе, женщинам приходилось тянуть на себе и работу, и сложный быт, и детей. А еще дачу (не газоны и цветники, как нынче, а четыре сотки картошки, плюс плантацию помидоров, огурцов и перцев на засолку). Муж, будучи не у дел, нередко был не то чтобы избалован, а напротив - загнан под шконку, запилен и заруган. В день получки у него отбирались деньги прямо у проходной - иначе ведь пропьёт подчистую. Женщина вела семейный бюджет, распределяла расходы, откладывала и экономила, строила планы покупок. Муж во всём с ней соглашался и отводил душу, мастеря что-нибудь в гараже или отпрашиваясь на рыбалку.
Ни в коем случае не утверждаю, что все советские семьи были таковы, но данный типаж имел весьма широкое распространение.
Тем не менее, мужская сущность пробивалась наружу, как росток через асфальт, и искала точки приложения. Неудивительно, что у советских мужиков cформировался культ службы в армии - "кто не служил, тот не мужик", "только армия сделает из тебя мужчину, сынок". При всех особенностях и издержках, армия всё же была местом мужской силы.
Другим следствием мужской неприкаянности явилось формирование у советских и постсоветских мужчин комплекса демонстративной мужественности. Отсюда постоянное подчеркивание своей маскулинности, самцовости - в поведении, манерах. И в одежде тоже: камуфляж, спортивные штаны... Никаких вам гейропейских элегантных замшевых ботинок (любимых итальянскими мачо), недайбоже шарфики, завязанные узлом поверх костюма (как носят французики). Нет, настоящий мужик должен быть страшен, басовит, волосат и вонюч.
Еще одно проявление демонстративной мужественности - постоянный страх, что кто-то заподозрит тебя в слабости и трусости. Отсюда декларируемая бесшабашность, презрительное отношение ко всяким ЗОЖам, заботе о здоровье и опасениям за свою жизнь.
Надо сказать, что изменившиеся экономические условия довольно быстро развеяли советскую мужскую инфантильность и размыли матриархат. Но сформированные в тот период мужские комплексы оказались весьма живучи.
И тут можно вернуться к маскам.
Типичные поведенческие паттерны, столкнувшись с Ковид-эпидемией, выбили искры из мужской части российского населения. Свободная от комплексов молодежь совершенно спокойно и прагматично начала носить маски в целях своей безопасности. А вот представителям более возрастных групп, выросшим в обстановке постоянной необходимости демонстрировать и подтверждать свою мужественность, пришлось тяжко. Ведь если надеть маску, окружающие увидят твой страх, твою заботу о себе и своей жизни - а значит ... твою слабость? Нет, только не это!
Психологический дискомфорт усугубился еще и финансовыми проблемами, возникшими у многих в связи с этим карантином и, как следствие, новым ударом по мужественности ("я не способен прокормить семью - значит я слаб, я не мужик").
Попытка рационализировать свой страх утраты мужественности привела к буйному расцвету среди средневозрастной мужской части российской популяции ковид-диссидентства. Маска была обозвана "намордником" (стигматизация врага), а сам Ковид объявлен несуществующей выдумкой и происком Закулисы. Русские не сдаются - в отличие от!
Более того, отказ от ношения маски стал извращенной (не побоюсь этого слова) формой политического протеста. В отличие от реальной политической деятельности, такое демонcтративное непослушание властям оказалось безопасным (во всяком случае, в Москве, судя по всему, имела место установка на "нераздражение" населения излишними наказаниями и штрафами) и при этом дающим пищу для повышения собственного градуса мужественности.
Что ж, возможный новый карантин в связи с ожидаемой второй волной эпидемии (а в том, что она будет в том или ином объеме, можно не сомневаться) станет очередным психологическим испытанием для постсоветских мужчин. Свою лепту внесет и прошедшее всенародное голосование. Почему? Надеюсь, это и так понятно.
Вы уж держитесь, мужики!