Как уже было отмечено в предыдущей
части , обществу постоянно подбрасываются темы, обсуждение которых неминуемо принимает бурный характер и усиливает идейную рознь и взаимное раздражение. При этом темы таковы, что не обсуждать их не получается - уж очень много болевых точек в них зашито.
Памятные доски Колчаку и Маннергейму... мост Кадырову... Матильда... мальчик-пафицист в Бундестаге... опять мавзолей... танцующие курсанты... И вот, до кучи, бомбический фильм о смерти Сталина, снятый в совершенно чуждом для российского менталитета жанре черной комедии.
Можно гадать, намеренно или случайно происходит такое "подбрасывание". Сакраментальное - "Это глупость или измена?" - можно выбить на камне российской политической и общественной жизни, и потомки откопают этот символ страны, как откопали в свое время египетского сфинкса.
Как бы то ни было, обсуждение запрета на прокат фильма неминуемо сползает к обсуждению сталинизма, а это значит, совершив очередной круг, возвращается к неизбывным постсоветским темам: оправдывает ли цель любые средства; можно ли прожить без величия и если да, то как; СССР в контексте гордости и предубеждения; страна, которую мы потеряли и снова ищем; хотят ли русские войны и т.п.
Возможно, была задумка этим фильмом (смех лишает страшное величия) пробить определенную брешь в психологической самообороне если уж не сталинистов, то, как минимум, неуклонно расширяющегося множества сочувствующих и одобряющих.
Напрасные надежды и элементарное незнание особенностей самосознания постсоветского человека. Все получится с точностью до наоборот! На защиту Сталина поднимутся даже те, кто вовсе сталинистом не является и сам за собой никогда не замечал ни малейших симпатий к данному правителю. "Сталин в тебе и во мне" - это относится ко всем постсоветским людям.
Я уже говорила, но повторюсь: любой активный "десталинизирующий" нажим неминуемо вызывает - по принципу обратной связи - нарастание настроений "сталинизма". Как, впрочем, и разрастание последнего (выгодное для текущего момента, а потому подкрепляемое усилиями госпропаганды), формирует запрос на более жесткую десталинизацию. Эти идеологические качели, да еще в условиях нарастания экономических проблем и "стабильности" в политике, кроме вреда ничего принести не могут.
Самым разумным было бы для наших госпропагандистов тему Сталина и эпохи сталинизма перестать использовать в конъюктурных целях - любых. Она не созрела ещё для спокойного анализа и правильных выводов. Увы.
А смех вокруг смерти - это нехорошо по-любому. Хотя борьба за власть вокруг гроба - смешно, да...