Истоки антисемитизма

Oct 18, 2008 07:40

Сохраню и пропиарю замечательный коммент пользователя lukoed из темы "Может тут истоки юдофобии" форума ЕЖ:


Моё детство прошло в большой коммунальной квартире, где нас, детей, было 7 штук. Днём квартира была в полном нашем распоряжении, и каждый из её больших коридоров превращался в место для той или иной игры. В одном из них старые обои за многие годы обесцветились настолько, что стали почти белыми. Там мы смотрели диафильмы, проектируя картинки прямо на стену и прекрасно обходясь без специального экрана, на покупку которого, если бы даже таковой и продавался, у наших родителей не было денег. В другом, заставленном разнокалиберной старой мебелью, образовывавшей запутанный лабиринт, мы играли в прятки, а в третьем, самом большом, где стоял наш общественный квартирный телевизор, в фантики. Конфетная бумажка складывалась в виде конвертика, конвертик за краешек зажимался между большим и указательным пальцами левой руки и щелчком отправлялся в полёт. Цель игры заключалась в том, чтобы приземлить свой фантик как можно ближе к чужому, так, чтобы их можно было соединить растопыренными пальцами руки. Дотянулся, и чужой фантик стал своим. Не обходилось и без жильства. Самым распространённым было, поставив большой палец на свой фантик и дотягиваясь мизинцем до чужого, по возможности незаметно двигать свой, придавленный пальцем, поближе к этому чужому. Некоторые из нас жилили больше, другие меньше, но всегда наблюдалась одна и та же закономерность - больше всего о жильстве кричали самые отъявленные жилы.

Эти аллюзии с детством возникают у меня всякий раз, когда я читаю раздающиеся на этом форуме обвинения в антисемитизме. Начнём с того, почему употребляется именно этот термин, изначально неопределённый, так как семитами являются не только евреи, но и другие племена, о названии которых и местах их проживания многие даже не догадываются. Ведь фактически-то речь идёт о юдофобии, о традиции селективного дискриминационного отношения христианской цивилизации к находящейся внутри неё малочисленной еврейской общине, которое, если и присутствовало, например, в цивилизации исламской, то в значительно более мягкой форме. Почему же получилось так, что вместо одного понятия, правильного, повсеместно используется другое, неправильное?

Есть такое понятие - "рефрейминг". Изменение смыслового содержания в зависимости от слов, которые используются для описания одного и того же события. Вот пример. Вася Пакин из деревни Лужки набил морду Сашке Мочкину из деревни Туркино за то, что Мочкин назвал Пакина старшего "старым мудаком". Ничего эпохального. Теперь сформулируем это так - "конфликт между жителями деревень Лужки и Туркино это следствие конфликта поколений". Звучит глобально и значимо, поэтому и называется - "рефрейминг значимости". Так и с "антисемитизмом". У "юдофобии" не тот размах, не мировой, а, значит, и масштаб вины, и масштаб компенсаций, - и моральных, и материальных, - совсем другой. Простая замена слов совершает и семантическую трансформацию - почти медицинское понятие из многочисленного перечня всевозможных "фобий" превращается в мировое, не уступающее другим масштабным учениям и движениям, тоже оканчивающихся на "изм", таким, как, например, "маоизм", "гуманизм" или "капитализм". Я привёл только один пример, мог бы привести и другие, когда каждая локальная проблема еврейской общины гипертрофируется ею до размеров мировой. На уровне рядовых евреев это приводит к появлению у них чувства особенности и неприкасаемости. На настоящем форуме это проявляется в криках об антисемитизме всякий раз, когда предлагается обсуждение тех или иных проблем, затрагивающих еврейскую тематику по существу. Иногда такие крики раздаются, как это остроумно заметил уже не помню кто, если просто сказать"еврей", что очень напоминает мне реакцию негров на слово "man", которым они называют друг друга, но приходят в ярость, когда слышат это от белого.

Следует заметить, что сами по себе слова не могут быть плохими или хорошими, таковыми их делает практика действий, этими словами называемая. Кроме того, как это я показал на вышеприведённом примере с антисемитизмом, существует тенденция расширить сферу применения того или иного понятия, как говорится, натянуть термин на себя, если это сулит какие-то значимые преференции. Одной из этих тенденций являются непрекращающиеся до настоящего времени попытки внедрить в массовое сознание извращённое до неузнаваемости содержание понятия антисемитизм. В своём первоначальном значении это слово, придуманное немецким евреем (а иначе и быть не могло) Вильгельмом Марром, означало дискриминационное отношение к евреям по признаку их национальной принадлежности и было ни чем иным, как ещё одним проявлением еврейской гордыни. В самом деле, зачем надо было придумывать какое-то особое слово в дополнение к уже имеющимся для обозначения определённого типа отношений между народами, известного человечеству ещё со времён Ноя? Ответ напрашивается сам собой - если евреи избранный народ, если Бог их особый, то и слова для них должны быть придуманы особые. Однако очень скоро смысл антисемитизма оказался полностью трансформированным, его превратили в название мистической идеи, некой генетически обусловленной одержимости несемитских народов, которую еврейские идеологи стали широко использовать для целей группового и индивидуального индульгирования евреев. Вот пример. Как известно, причиной изгнания евреев из Испании в 1492-м году было их сотрудничество с арабами в период, когда те владели страной. Но об этом вы не прочтёте ни в одном еврейском источнике. Напротив, на все лады повторяется басня о патологическом антисемитизме правителей Испании Фернандо и Изабеллы. Другой пример - сталинские преследования евреев в СССР. Убийство Мейерхольда, "дело врачей" и подготовка к массовой депортации евреев в отдалённые районы Сибири и Дальнего Востока. Причины этих событий очевидны. Прозападная позиция руководства Израиля после всего того, что было сделано Сталиным для его появления, было с его точки зрения не только изменой, но и автоматически превращало всех граждан СССР еврейской национальности в потенциальную пятую колонну, в возможных врагов Советской власти, и в понимании Сталина нейтрализовать их требовали интересы СССР.

Однако, какой термин ни взять, то ли "антисемитизм", то ли "юдофобию", никуда не деться от факта многовекового враждебного отношения к евреям. Достаточно взглянуть на перечень дат изгнания еврейских общин из стран Европы.

из Франции - 1080, 1147, 1306, 1394, 1591
из Англии - 1188, 1198, 1290, 1510
из Италии - 1171, 1492 (из Сицилии), 1495 (из Флоренции), 1516 (из Венеции), 1555 (из Рима), 1567
из Чехии - 1098
из Киевской Руси - 1113
из Швейцарии - 1298, 1616, 1634, 1655, 1701
из Венгрии - 1360
из Испании - 1391, 1492, 1629
из Польши - 1407
из Португалии - 1496, 1516, 1555
из Австрии - 1541
из Литвы - 1495
из Германии (из маркграфства Брандербургского) - 1570
из Новгорода - 1580
из Киева - 1495, 1660, 1828

И это при том, что изгнание евреев из отдельных городов и местностей ввиду чрезвычайной массовости подсчету просто не поддается. В этом списке отсутствует изгнание римлянами евреев из Палестины после разрушения Второго Храма и окончания иудейских войн. Римляне не были антисемитами, они были колонизаторами, причём довольно либеральными по тем временам, и относились к евреям так же, как и к другим туземным народам. Как к франкам, например, или как к дакам. Изгнание евреев из Палестины было актом государственной целесообразности, причём актом третьестепенной важности по сравнению с вызовами, постепенно возникавшими со стороны варваров на северных границах Империи. Следовательно, антисемитизм появился не тогда, а позднее. Когда же именно? Источники, в том числе и еврейские, дают на это однозначный ответ. Антисемитизм возник во времена галута, где-то во второй половине первого тысячелетия, и был спровоцирован особым регламентом поведения членов еврейских общин, предложенным их религиозными лидерами. Именно они внушали своей пастве со времён разрушения Второго Храма идею о нахождении во враждебном окружении. Вот как это описывает исторический очерк, помещённый на сайте "Еврейского Агентства для Израиля":

... был разработан великий план, направленный на то, чтобы спасти еврейский народ и дать ему возможность выжить в странах изгнания до той поры, когда Господь решит вернуть его на родину. Был сформирован новый образ жизни, основанный на соблюдении целой системы норм еврейского права - Галахи, с тем, чтобы жизнь еврея проходила в четких рамках поведения, отделяющего его от окружающего общества некой невидимой стеной. Еврей должен был постоянно помнить, что он не полностью принадлежит окружающему миру, что понятия его соседей о Боге и Божьем мире отличаются от еврейских, что еврей, живущий в такой стране, не находится у себя дома...

Конечно, истинная цель этого "великого плана" была совершенно иной. Теократической верхушке еврейской общины необходимо было сохранить свою власть и привилегии в условиях галута. А для этого нужно было сделать две вещи - обособить веру, то есть отторгнуть христианскую и прочую ересь, и внушить пиплам, что вокруг враги и все их ненавидят. Вот это второе и было источником того, что впоследствии было названо звучным словом "антисемитизм". Нужно сказать, что в какой-то мере этот план удался, и в течение почти 2-х тысяч лет еврейский народ оказался в самозаключении, в тесном закутке, отгороженном от огромного мира колючей проволокой галахических запретов. Последствия не заставили себя долго ждать. Евреи оказались полностью исключёнными из цивилизационного процесса, а, следовательно, и не накопили никакого опыта ни в области культуры, ни в области политических форм деятельности, ни в области познания окружающего мира. Именно поэтому нет еврейской культуры, а есть в культурах разных народов врачи, учёные, музыканты и писатели еврейской национальности. Конечно, очень грустно, что среди евреев нет своих Магелланов, Вольтеров или Лавуазье, но это ещё не самое плохое. Значительно хуже психологические последствия галахического самоареста. Многовековое пребывание в "осаждённой крепости" создало особый ментальный фон, трансформирующий ощущаемую её обитателями несправедливость своего положения, источник которого в силу внушённого им обмана они всегда ищут вовне, в туго сжатую пружину настроений возмездия. Освобождение энергии этой пружины всегда оказывалось разрушительным для государственности окружающего социума.

Сказанное легко проиллюстрировать фактами из истории Европы. Особенностью расположенных в ней стран было то, что в них власть была вынуждена искать консенсус со знатью. Можно даже сказать, как ни смешно это ни звучит, что для знати этих стран, при всём уродстве династических отношений внутри неё самой, существовала демократия. Когда-то в большем объёме, когда-то в меньшем. И зачатки демократических институтов, суда и представительных органов, существовали даже в самые мрачные времена средневековья. Ничего удивительного здесь нет, государства Европы, возникшие на руинах Рима, унаследовали от него не только хорошие дороги, но и элементы государственного устройства и культуры управления. Евреи, стремясь добиться для себя наиболее благоприятных условий, вынуждены были искать покровительства власти, но не верховной в лице далёкого от них короля или императора, а власти более низкого уровня, правителей провинций, крупных феодалов и т.д. Логика такого поведения заключалась в том, что немилость верховного правителя для еврейской диаспоры была значительно опаснее, чем немилость нескольких баронов, так как всегда оставались другие, более милостиво расположенные, и под их покровительством можно было переждать трудные времена. То есть, принцип "не надо класть все яйца в одну корзину" действовал и тогда. Из сказанного следует, что средневековые евреи объективно должны были поддерживать знать, а так как её основным занятием была борьба с властью королей, то и евреи оказывались втянутыми в это опасное противоборство. Поэтому, как только в той или иной стране Европы происходило резкое усиление центральной власти, так тут же на повестку дня ставился вопрос об изгнании евреев, как скомпрометировавших себя союзом с мятежными баронами в политическом противостоянии. История миграции евреев из одних стран Европы в другие показывает, что они всегда выбирали для жительства страну с ослабленной центральной властью - Нидерланды, раздробленную Германию, шляхетскую Польшу. В последней евреи появлялись по мере ослабления центрального правления, но продолжавшееся диспергирование власти знати привело еврейскую общину в плачевное состояние, в коем она и досталась России.

Все перечисленные политико-социально-экономические аспекты положения евреев в галуте ни в коей мере не претендуют на оригинальность. Их легко сформулировать, просто прочитав несколько статей из "Электронной Еврейской Энциклопедии", где всё здесь сказанное изложено гораздо более длинно и менее понятно. Конечно, существовала ещё и идейная оболочка в форме понятия "галут Шхина", то есть переноса Божественного присутствия в изгнание. "Шхина" - это Бог, согласно раввинистической литературе рассматриваемый в терминах пространства и времени как Его присутствие, когда Он освящает некое место, определенный предмет, какого-то человека или весь народ. Где евреи, там и Бог. Без теософской шелухи это означает, что верховной властью для евреев остаётся жрец, толкователь воли Бога и священных книг. А значит, и платить ему надо первому. Остаётся один вопрос, если всё так просто, если речь идёт только о приоритете налогового платежа, то зачем это многовековое религиозное самозаточение, зачем жизни, оборванные палачом, погромы и самосуд толпы? Принято объяснять это стойкостью в вере. Возможно, но не это главное. Главное это идея Шхина, постоянного присутствия Бога, куда бы ни забросила евреев судьба, и утверждения им евреев выше окружавших их народов. Вера в эту догму служила основным элементом самоутверждения евреев, которые, как и все люди, нуждались в ощущении состоятельности своего бытия. Этой верой они утверждались в чуждом окружении, используя предоставляемые им этим окружением возможности, но не чувствуя себя за это ему обязанным. А отсюда вытекает важный вывод - евреи в галуте были всегда потенциально враждебным общественным кластером, так как их деятельность имела своей целью не благо общества, а только благо общины. Поэтому еврейский капитал финансировал баронскую фронду в доглобализационную эпоху, а с наступлением промышленной революции еврейский гений нашёл и развил более действенные социалистические идеи разрушения производительной среды общества товарных отношений путём побуждения черни к мировому бунту. Или, как это происходит буквально на наших глазах, ввергая великую державу в разорительную и совершенно ей ненужную войну и разрушая её финансовую систему эгоизмом корыстолюбия. Немудрено, что в ответ евреи получают остракизм. Вот вам и объяснение пресловутого "антисемитизма", который они пытаются представить как некое иррациональное поведение, не имеющее причин и никак не могущее быть объяснённым.

Пора переходить к заключению. Получилось длинно, но, всё равно, тему должным образом раскрыть не удалось. Да, и не нужно это, не хочу никого ни в чём убеждать или переубеждать. Скажу только, что всем цивилизациям, расам, народностям и племенам изначально была предоставлена равная возможность победить в противостоянии природе и истории. Или погибнуть. Поэтому никто никому ничем не обязан и ничего не должен. Поэтому не существует коллективной ответственности за то, что когда-то случилось с тем или иным народом, и, тем более, эти пострадавшие от истории народы не должны требовать каких-либо моральных или материальных репараций. Каждый народ решает за себя и имеет ту судьбу, которую имеет. И неважно, происходит ли это само по себе, в силу чьей-то злой воли или по воле божественного существа.

форум ЕЖ, антисемитизм

Previous post Next post
Up