Боевые потери, ноябрь 1941 года

Nov 02, 2013 00:15

01.11.1941

1-2) Два МиГ-3 145 иап сбиты в воздушном бою в 13.15-14.30 в районе Пулозера (южнее Тайболы), по немецким данным, капитан Ткаченко ранен, старший лейтенант Александр Цаплин погиб. По данным Э.Момбеека, истребители 14./JG 77 сопровождали "штуки" 11./LG 1 во время удара по станции Тайбола и вели бой с 3 МиГ-3, два из которых в бою были сбиты. По ОБД "Мемориал" Цаплин, заместитель командира эскадрильи 147 иап, не вернулся с боевого задания в районе Титовка.

02.11.1941

3-6) Три СБ 137 бап и один И-153 147 иап сбиты в воздушном бою в районе Африканды, из экипажей бомбардировщик погибли пилот младший лейтенант Николай Минажетдинов и штурман лейтенант Расул Гусейнов, пилот истребителя Петр Бардаш был ранен.

По данным Эрика Момбеека, во второй половине дня 5 СБ 137 бап под прикрытием 2 И-153 и 1 МиГ-3 147 иап и 2 И-16 145 иап бомбардировали войска противника. На обратном маршруте они были перехвачены 5 Ме-109, которые сбили 2 СБ (один совершил вынужденную посадку у аэродрома Африканда) и повредили 1 И-153. Две победы над бомбардировщиками были записаны на счет унтер-офицера Рудольфа Мюллера.

Воздушный бой описан в наградном листе Петра Бардаша.

Из статьи Александра Марданова ("Четыре пишем, два в уме", АвиаМастер 1/2006): "2 ноября в 16.15 пять СБ 137 сбап, сопровождаемые пятью истребителями (один МиГ-3, два И-153 и два И-16), бомбили войска противника на Кандалакшском направлении. При возвращении на аэродром стрелки бомбардировщиков первыми заметили на удалении около километра пятерку Ме-109Е. Отсутствие на наших истребителях радиосвязи не позволило экипажам СБ своевременно сообщить пилотам "ишаков" об этой угрозе. Тем временем "мессеры" сверху устремились в атаку, и стрелки бомбардировщиков длинными очередями из ШКАСов дали сигнал истребителям сопровождения.

Вся пятерка истребителей прикрытия развернулась на встречу противнику и контратаковала "мессершмитты" спереди и сбоку. Один "мессер" с повреждениями вышел из боя, а оставшаяся четверка разошлась попарно в стороны. Наши истребители на какое-то время отвлеклись атакой по ближней паре Ме-109, а в это время вторая пара с большой дистанции (до 800 метров) смогла атаковать строй СБ. Пулеметно-пушечным огнем два "мессершмитта" быстро подбили три бомбардировщика.

Наши истребители прикрытия с запозданием попытались отразить атаку "мессеров", но безуспешно. В воздушном бою один И-153 также был подбит и сел на вынужденную в районе города Апатиты. Самолет разбился, но летчик, к счастью, не пострадал.

Все три подбитых СБ не дотянули до своего аэродрома и при вынужденных посадках среди сопок были полностью разбиты. Экипаж одного из них погиб".

04.11.1941

7) "Моран" из LLv 28 (б/н MS-301) был сбит в 10.10 над Медвежьегорском, пилот младший лейтенант Мюллюля спасся на парашюте.

Лист из ЖБД LeR 2:


(Расшифровка и перевод текста будут позже)

б/н) МиГ-3 153 иап был сбит в воздушном бою у истока реки Свирь, судьба пилота неизвестна. По данным К.Стенмана 7 "Брюстеров" 4/LLv 24 во время разведки западной части реки Свирь встретили три бомбардировщика под прикрытием 2 МиГов, в воздушном бою финские истребители сбили 1 МиГ. Полк не входил в состав ВВС Карельского фронта.

07.11.1941

8) "Моран" из LLv 28 (б/н MS-608) был сбит в 12.25 над Выгозером (Uikijarvi), пилот капитан Йорма Варис погиб. По финским данным, пара "Моран" над Выгозером встретила 4 И-152 и 3 МиГ-3. В завязавшемся воздушном бою один "Моран" был сбит. По данным Кари Стенмана, победу одержали летчики 65 шап лейтенанты Петр Самохин и Владимир Саломатин.

б/н) Два ЛаГГ-3 415 иап были сбиты в воздушном бою в 09.30-11.30 в районе Лодейного поля, пилот младший лейтенант Матюхно погиб. По данным Кари Стенмана, "Брюстеры" 1/LLv 24 в западном течении реки Свирь во время разведки встретили Пе-2 под прикрытием 3 ЛаГГ-3. Финские истребители заявили об уничтожении 3 ЛаГГ-3, Кари Стенман подтверждает два потерянных ЛаГГа. 415 иап не входил в состав Карельского фронта.

11.11.1941

б/н) В ОБД "Мемориал" есть данные о гибели 11 ноября четырех летчиков 137 бап: командира эскадрильи капитана Алексея Никифорова, командира звена лейтенанта Валерия Третьякова и штурманов лейтенантов Федора Гавриша и Александра Дубинко (или Дубинка). Подробностей нет, немецких данных о воздушных боях нет.

12.11.1941

9) Юнкерс-88 из 1.(F)/124 (б/н G2+GC, з/н 0755) пропал без вести с экипажем в районе Кировской железной дороге, штурман самолета лейтенант Карл Клаус.

б/н) В ОБД "Мемориал" есть данные о гибели 12 ноября двух летчиков 137 бап: командира эскадрильи капитана Василия Гончарова и штурмана эскадрильи капитана Василия Ращупкина. Подробностей нет.

14.11.1941

10) И-153 147 иап был сбит в воздушном бою в районе Титовки, пилот Петр Каркач погиб. По данным Эрика Момбеека, группа "мессершмиттов" 14./JG 77 во время свободной охоты в 14.40-15.35 встретила три И-153, в бою все советские истребители были сбиты. Одна из побед записана на счет лейтенанта Альфреда Якоби, авторы двух других неизвестны.

16.11.1941

11-12) Два И-16 145 иап были сбиты в бою в районе станции Лоухи, пилоты лейтенант Кузнецов и старший лейтенант Сверенцов не пострадали. По данным Эрика Момбеека, в 14.28-15.20 лейтенант Хаммель из 13./JG 77 вёл бой и сбил 2 И-16 над аэродромом Лоухи. По информации Момбеека, советские источники подтверждают потерю одного И-16 и повреждения другого.

б/н) ЛаГГ-3 415 иап сбит в воздушном бою в районе Lintujarvi, судьба пилота неизвестна. По финским данным, группа "Моран" 3/LLv 28 сопровождало пять самолетов LLv 42 во время дальней разведки в районе Медвежьегорск - Сег-озеро. Над целью вели бой с 5 И-16, один из которых сбили. Кари Стенман подтверждает потерю одного ЛаГГ-3 415 иап.

13) Юнкерс-52 из транспортного отряда воздушного командования "Север" (Tr.St.Fl.F.Nord; б/н P4+CH, з/н 5974) пропал без вести, четверо членов экипажа и десять пассажиров из строительного батальона люфтваффе пропали.

17.11.1941

14-15) Два И-16 145 иап сбиты в воздушном бою в районе Кестеньга-Лоухи, лейтенант Александр Чехлов погиб, пилот второго самолета не пострадал.

16-17) Два Мессершмитт-109Е совершили вынужденные посадки в районе Кестеньга-Лоухи, один из-за отказа двигателя, другой из-за боевых повреждений, оба пилота не пострадали.

По данным Эрика Момбеека, в воздушном бою между "мессершмиттами" 13./JG 77 с немецкой стороны и трёмя И-16 с тремя И-153 с советской, были сбиты два И-16 и повреждены два Ме-109 (оба разбиты при вынужденных посадках). Подробностей нет.

23.11.1941

б/н) "Фоккер" C.X LLv 12 сбит над Лодейным Полем, экипаж младшие сержанты Риссанен и Йоки погибли. Подробностей нет. Оперативная зона ВВС 7 ОА.

29.11.1941

18) МиГ-3 145 иап сбит в воздушном бою в районе станции Чупа, пилот командир эскадрильи батальонный комиссар Георгий Колесников погиб.

19) И-153 147 иап сбит в воздушном бою в районе станции Лоухи, пилот лейтенант Павел Кайков погиб.

20) Мессершмитт-109Е сбит огнем зенитной артиллерии над аэродромом Лоухи, упал в озеро, пилот унтер-офицер Эрих Керстен погиб.

30.11.1941

21) "Харрикейн" 152 иап сбит в воздушном бою в районе аэродрома Сегежа, пилот лейтенант Мирон Тюрин погиб. Финские истребители на победы не претендуют.

Из статьи Юрия Рыбина "Первенцы ленд-лиза" ("АвиаПарк", 3/2008): "«Доношу, что 30.11.41 г. над аэродромом Сегежа в 10.10 на высоте 500 м появился самолет противника. Находившийся в это время в землянке летчик лейтенант Тюрин 152 иап быстро сел в самолет и по-зрячему вылетел за противником. В 9 км южнее аэродрома Сегежа произошел воздушный бой, что установлено по результатам опроса ж.д.служащих, которые видели самолет противника и следовавший за ним самолет «Харрикейн», слышали короткую стрельбу и наблюдали, что наш самолет сделал круг и пошел на запад, больше они его не видели.
Через некоторое время, около 11.00, самолет упал на лед плашмя, перевернулся и в 100 м упал на спину. Летчика в самолете не оказалось. Предположительно, его выбросило с парашютом и понесло ветром по льду, что подтверждается следом крови на протяжении 4-х км. Летчик не найден. Производятся поиски. Упавший самолет в 1,5 км западнее разъезда Шпаловый осмотрен и подлежит капитальному ремонту».
Летчика нашли мертвым на следующий день на заснеженной лесной опушке, куда его с распущенным парашютом занесло ветром, а «Харрикейн» (BE136) позже был списан на запчасти".

боевые потери

Previous post Next post
Up