В предыдущей заметке я писал о роли утидати в дзёдо (и в любой парной работе, основанной на ката). Кратко его основную задачу можно сформулировать так: создавать условия для победы сидати и вынуждать его прикладывать для этого необходимые (но никогда не чрезмерные) усилия. А есть ли смысл говорить о том, что такая же задача возложена на утидати в иайдо? Где, вообще, в одиночных ката иайдо утидати?
В последнее время я часто задаю занимающимся один вопрос: «Когда у вас назначен поединок?» Обычно это делается тогда, когда они делают ката слишком быстро или (реже) слишком сильно. Можно подумать, что завтра им предстоит сражаться насмерть и они стараются наработать то, что принесет им максимально быструю отдачу и позволит победить: силу и скорость. Проблема этого подхода в том, что техника, которая принесет в долгосрочной перспективе гораздо больший результат, уходит на второй план.
Да, конечно, наше иайдо должно быть реалистичным с точки зрения боевой эффективности, и это даже внесено в критерии определения победителя на соревнованиях. Но надо отдавать себе отчет, что для наработки этой эффективности и подготовки к потенциальному поединку у нас есть много времени. Это значит, что не надо каждый раз соревноваться в скорости и силе со своим воображаемым противником (касо тэки), а надо воспринимать его как утидати в парных ката.
Утидати, напомню, не атакует с полной силой и скоростью, а подстраивает их под возможности сидати. На определенном этапе он вполне может быть партнером, который создает оптимальные условия для отработки как техники в целом, так и ее отдельных аспектов. Только по мере освоения техники и овладения другими навыками сидати начинает сталкиваться с «сопротивлением» со стороны утидати и вынужден больше стараться в тех элементах, которые до сих пор давались ему легко. В том числе это включает скорость и силу, но потребность в их увеличении тоже растет постепенно и без ущерба для остального развития.
В иайдо, разумеется, проблема в том, что утидати находится в голове у сидати, поэтому сидати вынужден работать «за себя и за того парня», без того, кто мог бы его сдержать и вернуть к отработке нужных аспектов на нужной (на данный момент) скорости. В парной работе это может сделать более старший и опытный ученик, выступающий в роли утидати, или сэнсэй, если оба партнера начнут чрезмерно заводиться. При самостоятельной одиночной работе нужно учиться следить за этим самому.
Разумеется, тренировки, специально ориентированные на развитие скорости, ритма и тайминга, обязательно нужны, но даже на них нужно уделять внимание тому, как хорошая техника помогает увеличить скорость и как с увеличением скорости не потерять наработанную технику. Иногда также стоит делать ката на чрезмерной скорости, т.к. это наглядно показывает, где есть провалы в технике, которые при этом сразу бросаются в глаза. Но постоянно заставлять себя соревноваться со своим противником, не думая о том, где на самом деле лежат корни победы, в долгосрочной перспективе неразумно. Вообще, принято считать, что соревнование сидати со своим утидати больше всего вредит развитию в будо.
За то время, пока я обдумывал этот текст, пришли две ссылки, которые хорошо демонстрируют то, насколько важна медленная работа для развития техники, и то, насколько в реальности не важна скорость. Во-первых, это видео Энди Ватсона, где он предлагает попробовать три варианта координации шага и удара в Маэ (он просит смотреть через свой сайт
https://www.ryoshinkan.org/home, в разделе “C&C” в верхнем меню; второе видео). Я уверен, что на своей обычной скорости вы даже не увидите, какой из этих вариантов вы делаете. Во-вторых, это статья Алистера Люфта
“The OODA Loop and the Half-Beat” на сайте, посвященном в том числе и подготовке военных специалистов, про
цикл НОРД (“OODA Loop”) и отказ от скорости в пользу тайминга в реальном бою. Я думаю, она будет полезна для понимания настоящего места скорости во владении боевыми искусствами.