О пути

Jan 25, 2012 12:08

В прошлом (2011) году я прошел аттестацию на 5-ый дан иайдо и сейчас думаю, что я гораздо лучше понимаю то, что я делаю, и гораздо более компетентен говорить о «пути иай» чем 15 лет назад, когда у меня впервые возникло такое желание. Однако вместе с ростом этого понимания у меня пропорционально уменьшалось и это желание. Сейчас я считаю, что рассуждения на подобные темы бесполезны, а на раннем этапе занятий откровенно вредны. Здесь я попытаюсь объяснить, почему я так думаю, а также описать подход, который, на мой взгляд, более способствует поступательному развитию. Сформулировать это в письменном виде меня подвиг предстоящий круглый стол в Саратове и его опубликованный пресс-релиз.

Я считаю, что одним из основных факторов, позволивших мне успешно аттестоваться, особенно на 4-ый и на 5-ый даны, было то, что я научился меняться. Без этого, не поменяв свой подход к тренировкам, акценты в своей технике и свои представления о том, что является существенным, а что нет, я вряд ли смог бы этого добиться. И я не хочу сказать, что мне пришлось один раз поменять «неправильный» подход на «правильный»; меняться приходилось на каждом этапе вслед за изменениями техники иай ВЯФК и требований к каждому новому уровню. Но научиться меняться невозможно, если не избавиться от своих внутренних барьеров, не довериться тому, чему нас учат, и не заставить себя воспринимать это без фильтра собственных знаний и убеждений.

Паскаль Кригер, говоря о концептах в будо, на первое место ставит дзюнансин - гибкий, податливый ум. По его словам, это не просто первый принцип среди равных, это необходимое требование для того, чтобы изучение кобудо вообще имело смысл. Понимание элементов дзюнансин - это разрыхление и увлажнение почвы, на которую попадут семена обучения. Кригер приводит пять элементов и называет пять проблем, мешающих им:
Терпение - нетерпеливость
Доверие - скептицизм
Скромность - самонадеянность
Гибкий ум - упертость
Открытость - закрытость новому
Позиция, основанная на этих пяти элементах,-- единственный способ добиться успеха.

Надеюсь, из даже столь краткого описания уже понятно, в чем проблема с ранними рассуждениями на тему того, чем мы на самом деле занимаемся и как мы должны это делать. Не имея еще никакого практического представления об этом, можно напридумывать себе много теорий, которые приведут к самонадеянности, упертости и закрытости. Поверьте, отказаться от них будет еще сложнее, чем исправить наработанные технические ошибки; чем человек старше и чем большего он добился в жизни, тем это становится сложнее. И пусть вас не сбивает слово «можно»: практика показывает, что обычно так и происходит и приводят эти теории именно к таким результатам.

Еще одной проблемой и одним из поводов к увлечению теоретизированием является непонимание многими занимающимися своей роли в изучении иайдо. Грубо говоря, они слишком ориентированы на себя, свои цели и свои желания. Если же это назвать их словами, они хотят найти свой путь, и, согласитесь, в такой формулировке это даже звучит как высокая и достойная цель. Увы, в жертву этой цели приносится само иайдо, потому что, когда стоит вопрос о выборе пути, собственно путь иай перестает быть единственным и основным.

Чтобы понять свое место и перестать задаваться такими вопросами, эффективнее всего начать заниматься с сэнсэем, способным остановить ненужные рассуждения и поставить ученика заниматься тем, что ему на самом деле нужно. Этот совет и в целом применим для тех, кто желает полноценно заниматься иайдо, и его важность невозможно переоценить (это не мой совет, так что я не испытываю никаких угрызений, расхваливая его). Но сейчас получить некоторые представления можно и из литературы, в том числе из доступной в интернете. Один из наиболее интересных авторов в этом отношении - Дэйв Лоури (Dave Lowry), его статью “So you want to join the ryu?” обязательно надо прочесть всем желающим заниматься традиционными будо, в том числе и иайдо. Если она вызывает у вас возмущение, я пишу для вас.

Конечно, современное иайдо, в том числе и то, которое в рамках Всеяпонской федерации кэндо называется «корю», не совсем укладывается в рамки того, о чем пишет Лоури: не спрашивай, что школа может дать тебе, спрашивай, что ты можешь дать школе. Но первая часть этого утверждения абсолютно применима и к иайдо, это надо понять обязательно. Не занимающемуся решать, что он будет брать, а что не будет, для этого есть его инструктор и программа обучения. Не занимающийся решает, какой путь выбрать, он только отвечает на вопрос выбрать путь или нет и за кем по нему идти. Но если вы не хотите принимать эти правила, значит, вы хотите не заниматься иайдо, а реализовывать какие-то свои фантазии.

В частности, довольно многие занимающиеся пытаются отказаться от соревнований и аттестаций, настаивая, что их интересует собственно «путь как духовное самосовершенствование». Это один из типичных случаев проявления эгоцентризма в иайдо: отказ от принятия иайдо таким, какое оно есть, ради своих собственных идей. Аттестации и соревнования являются одним из видов тренировок, и полный отказ от них является не менее серьезным отклонением от «пути», чем полное подчинение своих тренировок спортивным (эстетическим, прикладным и любым другим) целям.

Иайдо, не являясь спортом, предъявляет и меньше требований к физической форме и потому является доступным для всех. Разумеется, бывают проблемы со здоровьем и физические ограничения, которые не позволяют человеку делать все, что требуется от остальных. Режим занятий такого ученика будет «щадящим» по сравнению с режимом других, но он всегда должен быть нацелен на расширение границ возможного. Настоящая проблема появляется тогда, когда состояние здоровья или физические ограничения, реальные или мнимые, используются как повод к этим границам не подходить. Это ярчайший пример того, что и Кригер, и Лоури называют багажом. Люди тащат за собой весь свой багаж и не расстаются с ним не потому, что он им реально нужен, а только потому, что они к нему привыкли и им жалко его бросить. «Поверьте мне,- пишет Лоури в другой статье.- Поверьте своему учителю. О том, что вы бросите, вы не пожалеете.» Хороший учитель будет учитывать физическое состояние каждого ученика, но не будет потакать ему; в первую очередь, он не позволит самому ученику решать, что тот хочет делать, хотя ограничивать нагрузку в целом или определенные ее виды он, конечно, будет.

На мой взгляд, люди, занимающиеся будо с серьезными физическими ограничениями, заслуживают всякого уважения. Я лично знаком с такими и видел их в деле: канадец, 5-ый дан иайдо и 4-ый дан дзёдо занимается на одной ноге; итальянец, серебряный призер 10-го Чемпионата Европы по иайдо недавно был аттестован на 4-ый дан несмотря на отсутствие кисти правой руки, 5-ый дан иайдо из Нью-Йорка, занимается, восстанавливаясь после рака. Для них их проблемы не стали багажом и не мешают открывать новые вершины и достигать их.

Разумеется, каждый человек идет заниматься иайдо по каким-то своим причинам, которые не всегда (признаюсь, редко) совпадают с теми, которые хотел бы видеть учитель. И его интересы должны находить свое удовлетворение, чтобы он продолжал заниматься долгие годы. Но эти интересы не должны подчинять себе иай в том виде, в котором оно предлагается, надо научиться меняться, в том числе и менять свои интересы, или научиться находить их в том, что дается. Тогда у нашего предполагаемого хорошего учителя появится такой же хороший ученик, который будет активом, а не пассивом для группы и потом станет следующим хорошим учителем.

Подводя итог, я хочу предложить свой ответ на вопрос круглого стола: «должны ли люди, занимающиеся иаидо, условно говоря, японизироваться? Или они должны при сохранении всей традиционной японской атрибутики наполнить иаидо иным внутренним содержанием, соответствующим их европейскому менталитету?» Этот вопрос, по моему убеждению, встает исключительно от отсутствия достаточной практики иай. Уже через 3-4 года занятий (с хорошим учителем, посещением семинаров и прочей традиционной японской атрибутикой) становится понятно, что в иай нет ничего, противоречащего европейскому менталитету или требующего японизироваться. Тем более, в его внутреннем содержании нет недостатка, который надо было бы чем-то наполнять.

иайдо, будо

Previous post Next post
Up