Эзотерическая выставка двухлетней давности.
Проходила в музее "Гараж" в Парке культуры, я давно собиралась написать о ней. И вот - собралась наконец :)
Маргарита Сабашникова. Автопротрет.
Маргарита Сабашникова - яркая фигура Серебряного века. Происходит из семьи чаеторговцев Сабашниковых. Была некоторое время женой Максимилиана Волошина. Вместе с Волошиным они посетили Дорнах в Швейцарии, где учились и строили антропософский храм Гётеанум у Рудольфа Штайнера. С Волошиным Маргарита рассталась и помыкавшись в России посвятила свою жизнь антропософии, вернувшись в Дорнах.
Тайная вечеря. Работа Маргариты Сабашниковой.
У бюста Рудольфа Штайнера собрались атропософы-биологи.
Слева направо: Котс, его супруга - Лодыгина-Котс, Маргарита Сабашникова, Василий Ватагин.
Никогда не подозревала, что художник-анималист Ватагин еще и антропософ. Он и чета Котсов - биологи. Вместе с Ватагиным они основали Дарвиновский музей.
Ариадна Арендт. Крымский каньон.
Ариадна Арендт - художница, дружила с Волошиным. Теософка. Попала под трамвай и лишилась ног.
Во время арестов теософов осталась на свободе благодаря своему увечью. Дружила с художниками круга "Амаровелла", русскими космистами - Черноволенко, Смирновым-Русецким и другими. Кое-что из их творчества тоже представлено на выставке.
"Мы храним наши белые сны" - строка из стихотворения Андрея Белого. Андрей Белый вместе со своей супругой Асей Тургеневой учился у Штайнера очень интенсивно. Они переезжали вслед за учителем в разные города Германии, посещали его лекции и сдавали ему материал, как настоящие студенты. Оба проходили практики медитации, причем Белый успешно научился выходить из тела. Он запечатлел свои медитационные видения, " - визионы" на рисунках. Эти рисунки тоже представлены на выставке. Таких рисунков сохранилось довольно много, они есть и в Дорнахе, в Гётеануме, и в музее-квартире Андрея Белого.
Здесь представлены те рисунки с выставки.
В сопроводительной книжечке ничего не сказано о тех материальных средствах, на которые жили, путешествовали и учились Андрей Белый с женой. А также помогали строить Гётеанум. Из переписки Белого и меценатки Маргариты Морозовой мне стало известно, что именно она одалживала ему средства на эту деятельность. В то время Белый так же сотрудничал с издательством "Мусагет" и его главным редактором Эмилием Метнером. У него он тоже получал авансы и высылал ему свои рукописи, хотя они и постоянно ссорились по переписке. Работы у Белого было очень много, занятия шли интенсивно, и трудно представить, как он при таком темпе овладевал медитативными и другими техниками.
Белый возвращался в Россию, потом в 1921-23 году эмигрировал в Германию. Жена рассталась с ним и посвятила свою жизнь антропософии. Белый в душе "проклял" Доктора (так он называл Штайнера, Белый приписывал Штайнеру негативное влияние на жену, благодаря которому она отказалась от совместной жизни), но при этом Белый остался антропософом до конца своих дней. Антропософствовал Белый и в советской России, куда вернулся после расставания в женой.
Антропософы. Внизу - Ася Тургенева.
Работы Аси Тургеневой для Гётеанума.
Гравировка и травление по стеклу.
Ася Тургенева. Портрет Вячеслава Иванова
Ася Тургенева. Рисунки на духовную тему.
Рудольф Штайнер не только читал лекции по эзотерике и учил духовным практикам, он и его супруга обучали эвритмии - духовным танцам и движениям. Нечто похожее проводил со своими учениками и другой гуру начала века Георгий Гурджиев. Оба эти направления представляли на выставке в определенное время в отдельных залах группы танцоров. Нам удалось увидеть одну из групп. Но при ее лицезрении со стороны ничего похожего на просветление не наступило. Видимо, танцевать духовные танцы нужно каждый день, пребывая в эгрегоре, а там - как повезет.
В России той эпохи эзотерических течений было много . Трудно не вспомнить такое занятие, как спиритизм. В одном из залов целая стена была отведена фотографиям, сделанным под воздействием духов, из себя эти фотоснимки представляют просто засвеченную пленку. Но были там и более интересные артефакты: ванночки с воском, в которые духи опускали свои пальцы. Отпечатки остались, и все эти предметы дожили до сегодняшнего дня, пережив войны и революции. На отливках видны мельчайшие складки кожи, ногти и кровеносные сосуды, не совпадавшие в таковыми на руках медиумов. При этом так никто и не понял, как попадают эти "пальцы" в расплавленный воск...
Было на выставке и отделение, посвященное мартинистам и масонам того времени.
Запоны и кресты
Фото масонской ложи "Астрея", которую организовал Борис Астромов, прототип романа Дмитрия Быкова "Остромов или ученик чародея".
Все, что не совпадало с директивами большевиков преследовалось и каралось. Сажали и ссылали не только антропософов, просто верующих, но и художников.
Несколько залов отведены художникам, уехавшим на Восток, подальше от бдительного ока ГПУ.
Один из них - Сергей Калмыков притворился душевнобольным, одевался в странные одежды и эпатировал публику, привязывая к ногам консервные банки.
Вот некоторые его работы:
Сын хасидского раввина Исаак Иткинд начинал блестяще. Он окончил рисовальную школу в Вильно, учился в училище в московском училище живописи в 1912-13 годах. Максим Горький заметил его талант и организовал его выставку, которая прошла очень успешно.
В 37 году после выставки в Эрмитаже Иткинда арестовали за шпионаж в пользу Японии. В застенках его мучили, потом сослали в Сибирь, позднее - в Казахстан. После ссылки Иткинд поселился в землянке на окраине Алма-Аты, где делал скульптуры из дерева:
Также на выставке представлены работы Виктора Черноволенко из группы "Амаравелла", упоминавшейся выше:
Еще один участник "Амаравеллы" Александр Сардан:
Петр Фатеев "С белым орлом и золотым посохом".
Из цикла "Заратустра":