Эта выставка - явление.
Не часто бывают столь выдающиеся выставки.
О гениальности Врубеля писать банально. Но что делать? Впадать в искусствоведческие изыски или просто исходить восторгами?
Начну с "Царевны Лебедь" - ее повесили в самом начале экспозиции, и повесили, как мне кажется неудачно, на несколько косой стене у прохода. Описывать картину бессмысленно, просто помещу репродукцию в самом начале. А что-то осмысленное касательно выставки вкупе с моими собственными фотографиями будет под катом. И да, основная развеска картин - выше всяких похвал: темы образуют четкий маршрут, связанный с периодами творчества художника.
Самая главная тема Врубеля - Демон. Я всегда полагала, что демон - это дух печали, одновременно навевающий лирические строки поэтам, некий Даймон, вроде гения. Оказывается, Врубель думал про образ демона так:
Эволюцию образа мы можем проследить от графики к монументальным полотнам:
В экспликациях рассказывается, что над поверженным демоном Врубель работал уже на выставке - исправлял цвета, которые в мастерской выглядели по-другому из-за освещения. Вполне логично доводить до совершенства живопись, созданную при другом свете. А вот мне довелось прочесть в воспоминаниях современника (не помню автора), что Врубель находился в состоянии безумия и переписывал лик демона уже на выставке. И получилось у него один раз совершенно гениальное лицо, но он, якобы, его исказил в последнем варианте...
Большие картины снимать на телефон бессмысленно, поэтому выкладываю тут репродукции из интернета, хорошие. Они нужны для полноты представления о творчестве Врубеля. Представить всю гениальность его живописи на выставке мы можем, а вот рассказать о ней в посте получится вряд ли. В чем же цель поста? Цель конкретная - передать некоторые детали, показать элементы созданий великого художника. Моменты, которые удалось вынести с выставки, запечатленные несовершенным телефоном.
Следующая тема Врубеля - его жена и муза Надежда Забела. Он влюбился в нее с первого взгляда, влюбился в ее образ и голос, когда увидел и услышал в частной опере Саввы Мамонтова. Забела исполняла там роли сказочных существ - царевну Волхову в Садко и т.д. Врубель почти сразу после знакомства сделал ей предложение. Певица попросила написать портрет ее и коллеги в роли Гензеля и Гретель. Если портрет понравится, она обещала дать согласие на брак. Портрет удался, варианты его представлены на выставке. Врубель и Забела поженились, и отныне Забела, или похожий на нее образ появлялся на множестве полотен и в керамике Врубеля.
Я очень люблю скульптуру Врубеля "Роберт и монахини" из особняка на Спиридоновке. Пользуясь возможностью, я запечатлела ее со всех сторон.
И они выкатились, эти жемчужины - в виде сверкающей, переливающейся звездами восстановительного обжига керамики:
Сверкающий Лель!
Не зря альбомы репродукций всегда казались мне бедными. Врубеля надо смотреть вживую. Как слушать великие произведения композиторов в храме или консерватории.
Отдельная тема - рисунки, созданные художником в психиатрической больнице. В цветных рисунках (и некоторых карандашных) Врубель приближается к тому, что принято считать арт-брютом. Формы искажены, странные очертания принимают изображаемые лица, в которых прорастают непонятные подробности.
Но это не все, что Врубель рисовал в больнице. Тщательно вглядывался он в пейзаж за окном: белый дворик, больничный забор - эти рисунки известные, я их не фотографировала. Известна также кровать со смятым бельем. Помню, мы рассматривали этот рисунок в отрочестве в каком-то альбоме Врубеля с
piris_vernalis. Нас обеих поразило ощущение страха, исходящее от этого рисунка, какой-то тревоги, очень сильной...
Что еще приходит зрителю в голову при рассматривании больничных рисунков Врубеля? Мир психиатрических клиник изменился за прошедшие десятилетия. Нынче и болезни лучше лечатся, и колеса вкуснее! Но! В больнице современной все казенное, стандартное, белое и прямоугольное. Вряд ли там можно встретить стулья с гнутыми спинками, пледы и вышитые пикейные одеяла. Обстановка больницы с ее пикейными вышивками кажется нам почти домашней. Виды из окон с милыми двориками и заснеженными ветками - патриархальной. Но время не остановить, и что-то теряется, несмотря на неумолимый прогресс...
Будучи в больнице, Врубель нарисовал свой знаменитый портрет Брюсова. Брюсов посвятил Врубелю стихотворение. О портрете же он отзывался так: "Я бы хотел всегда быть похожим на этот портрет".
И последнее, что было на выставке. Можно сказать - завершающий аккорд.
Врубель пристально вглядывается в свой облик, о чем свидетельствует множество автопортретов. Может быть, он искал на собственном лице изменений, порождаемых болезнью? Пытался осознать себя, отследить потери, наносимые недугом. И в самом конце - картина, где образы художника и его жены-музы преображаются в образы пророка (Врубель) и ангела (жена).