Кажется, что выставка давно прошла, но это не совсем так. Она длилась несколько месяцев, и я терпеливо ждала, когда она закончится, чтобы высказать свои замечания и свои восторги по поводу картин и художника. Ведь все мы знаем эти картины по репродукциям в школьных учебниках, а репродукции совсем не показывают техники и различных тонкостей, - того, что можно увидеть лишь посмотрев картины вживую.
Так вот, когда я увидела знаменитый "Московский дворик" и пейзажи вживую, только тогда я поняла, какой у Поленова огромный технический диапазон. И как порой ювелирно он пишет свои вещи! Как бисерно выписаны декорации к театральным постановкам!
Особенно сложность техники в сочетании с поэзией изображения заметно на небольшом пейзаже "Местечко Вель в Нормандии":
Этот скромный пейзаж - шедевр на мой взгляд.
"Право первой ночи":
На этой картине художник нарисовал похоть. люди нашли лазейку в законе и приличии. Они стоят, смотрят, а в душах у них происходит "Дас ист фантастишь". Право первой ночи свершается по обоюдному согласию сторон. Участники всей кожей предвкушают то, что они испытают наедине. Хозяин замка, который ухмыляется, - профессионал в исполнении этого дела. Это не просто райн-раус. Не пошлость, а освещенный веками обычай, который всем нужен. На заднем плане видны зрители...
Поленов уважал и ценил Илью Репина. На выставке был представлен его портрет в жемчужных тонах. Лучший портрет Репина, что я видела.
Зрители могли видеть и портрет самого Поленова кисти Кузнецова, тоже очень хороший. С полотна на нас смотрит умный, тонкий и скромный человек!
Картину "Христос и Грешница" Василий Дмитриевич писал много лет, путешествовал в Иерусалим, посетил все библейские места, создал огромную галерею этюдов и подготовительных материалов. Это был, насколько я поняла, такой "госзаказ". Не хочу впадать в долгие рассуждения по поводу этого огромного полотна, скажу только, что оно исполнено с подлинным смирением и честностью.
На этюдах местами облик Христа недопрописан, видно, как мастер искал этот образ, пытался достичь подлинности, документальности, это было очень ответственное дело. На основном полотне Христос получился умным, добрым и человечным. Осмелюсь сказать, что у поленовского Христа русское лицо.
русскость Христа еще более заметна на отдельном этюде к картине.
В Учениках не очень много индивидуальности, они напоминают литературные образы. Большинство мужчин на картине - просто злые дядьки, которые установили не самый гуманный миропорядок.
А может, такой миропорядок установился как-то сам собой, а они - просто выросшие злые мальчишки.
Грешница с картины - просто испуганный ребенок.
Главный шедевр Поленова - "Московский дворик":
Всмотритесь внимательнее в сюжет. На первом плане - выгребная яма, трава и маленькие дети. Мальчик медитирует на эту помойку. А может он просто задумался. Всё освещает солнышко! Лопухи прекрасны в своей силе и затейливости фигурных листьев... Чуть сзади - старый барский дом, деревянный особнячок, едет лошаденка с тележкой, женщина кормит птиц. Всё, что нужно для жизни, тихо радуется солнышку. Так заповедал Господь, и храм его с колокольней на видном месте (он и сейчас там же, на Арбате).
На выставке был и первоначальный вариант "Московского дворика", очень упрощенный, без деток, лошадки и бабушки с птичками, большинство деталей не прописаны на этом небольшом этюде. Дом не был особняком, а лишь обычным мещенским деревянным домиком. Мещане не романтичны, и на главной картине художник добавил колонны и украшения. Пусть в жизни будут и господа, лучше захудалые, чтобы не давить своим величием, не принижать Жизнь.
Когда передвижники увидели "Московский дворик", они сразу же оценили его, и Третьяков приобрел полотно прямо с выставки!
Поленов любил лопухи. На выставке было небольшое полотно с роскошным кустом лопуха на золотистом фоне.
Надо что-то написать про Поленовские пейзажи. В них много солнца и счастья. Они больше, чем их репродукции, их воздействие намного сильнее вживую.
Вот "Река Оять" - четко написанная картина, пляж на реке очень ярко выражен:
Торжественное счастье проникает в наше восприятие вместе со светом...
Оказывается, Василий Дмитриевич был не только художником, но и талантливым музыкантом. Он полностью создал сюжет и музыку музыкальной постановки "Призраки Эллады", их представляли в Москве и Тарусе.
Поленов писал, что музыку любит больше, чем живопись (!)