Недалекие снобы при упоминании его имени слегка морщатся и отводят взор. Они считают его попсоватым и перегруженным, немного слащавым и манерным, творившим на злобу дня и угождавшим публике. Они не правы - если изучить его творчество глубже, то помимо всевозможной роскоши и бьющих в глаза красивостей, мы встретим глубокого художника с достаточно трагичным взглядом на жизнь и историю народов. Творчество Мухи составляет несколько пластов, оно далеко не такое поверхностное, как может показаться.
Так сложилось, что мы с Таней посетили осенью выставку в Павильоне Люксембургского сада, а месяцы спустя - пражский музей Мухи. Начну рассказ с музея, поскольку там экспозиция меньше, и она на мой взгляд охватывает творчество Мухи не в полном объеме, как-то мало его раскрывает. Мало там (возможно, по объективным причинам) больших картин Мастера, а плакаты прикрыты неудобной для рассматривания матовой пленкой. Но в экспозиции музея достаточно семейных фотографий, разглядывая которые удивляешься, насколько красивы и гармоничны могут быть целые семьи. Сам Художник, его жена Мария Хитилова, дети - Ярослава и Иржи - все они прекрасны и гармоничны и на фото, и на портретах. Интересна история семейства.
Прочла в интернете, что Мария (Марушка) была на много лет младше Альфонса. Она являлась фанаткой его творчества (как сейчас принято выражаться) и сама познакомилась с Мастером. Они полюбили друг друга, и на долгие годы Мария стала его музой и моделью...
Среди фотографий в пражском музее встретилась вот такая картинка,
это знакомый Мухи Поль Гоген позирует для фото:
Судьба. Эту картину можно увидеть в музее:
Эта огромная картина выставляется там же.
Снимать там не разрешают, фото из интернета.
На самом деле картина очень большая, примерно 3 метра на 1,5, волки вылезают из мглы и сверкают очами,
колорит - от умбристо-зеленого к коричневому, не такой холодный,
как на этой цифровой репродукции
В музее на витринах собраны и наброски Мастера. Видно, как он выбирает наилучшую линию,
и то, что композицию он рисует сразу, готовую.
Что композиция и пропорции изображений у него уже существуют в голове,
он только переносит их на бумагу и выбирает оптимальные контуры с очень малым разбросом.
Выставка в Париже:
Экспозиция в Люксембургском саду размещалась в нескольких залах,
по содержанию и охвату творчества она неизмерима большая, чем пражский музей.
Первые залы представляли Муху, которого мы знаем:
его несравненные плакаты Сары Бернар, времена года,
реклама и картинки для печенья, лекарств и косметики:
В наше время тоже выпускают печенье с красавицами Мухи:
Муха был подлинным Господином Оформителем, только счастливым -
без ненужного надрыва, излишеств и злоупотреблений
Создал Муха и скульптуру, на выставке была его знаменитая Природа:
Я не зря упомянула фильм "Господин оформитель".
Этот браслет Мухи ГГ надевает на запястье изготовленной им куклы,
которая впоследствии оживает и губит своего создателя
роковыми чарами
Ьраслет на выставке не показывали,
был только плакат "Медеи" с Сарой Бернар.
Для этой роли Муха и создал свой браслет в виде змеи.
Муха в регалиях общества вольных каменщиков:
Интересные фото Мастера и его моделей с выставки:
Огромный зал был посвящен Славянской эпопее Мастера -
циклу картин, посвященному славянским народам.
Над этим циклом Муха работал все последние годы жизни,
даже ездил в Россию в поисках правдивой натуры.
Славянской эпопее на выставке отвели очень большой зал.
На экране во всю стену показывали видео, демонстрирующее не только картины целиком,
но и различные фрагменты и детали полотен.
муха творит Славянскую эпопею (фото из интернета)
Неожиданным для нас стало содержание зала,
посвященного Мухе-мистику.
Тут мастер открывался как созерцатель загробных картин,
туманных призраков и мрачных откровений.
Такой Муха столь противоположен автору райских
цветочных гирлянд и красавиц, что с трудом веришь в его авторство,
и только линии и изгибы заставляют глаз узнать его кисть...
И напоследок - украшения,
которые я нашла в сети и публикую лишь ради того,
что очень уж изощренно-прекрасны
Хочется еще раз подчеркнуть, что при детальном знакомстве с работами Мастера поражаешься его трудоспособности, творческой мощи, полноте самовыражения.
Как он мог создавать такие сложные многофигурные композиции, нигде не погрешив ни цветом, ни формой? Как растительные, так и заполненные многочисленными человеческими фигурами в экспрессии. Каждая линия у него настолько выверенна и сложна, что кажется, будто в глаз его встроено золотое сечение!
Фото мои, Тани Коростылевой и картинки из сети
Очень рекомендую сходить по ссылкам: там роскошь и богатство, пир для глаза
http://www.arteveryday.org/film-alfons-muxa/ http://esoserver.narod.ru/Pagan/slav_epop.htm https://latander.livejournal.com/246674.html http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Alfons-Muha-i-ego-ZHenshhiny.aspx?ID=226