Архип Иванович Куинджи в Третьяковке

Nov 06, 2018 23:28

Пейзажи - это мысли Бога, подумала Эйса_ру, глядя на картины Архипа Ивановича Куинджи.

Все высокое, что есть в человеке - есть в природе. Оно таким способом выражается Богом.
Надо лишь увидеть.
Рерих и Куинджи передали философию и энергию красоты через пейзажи.

Следует помнить, что в те времена была очень развита пейзажность не только в поэзии, но и прозе: Чехов, Бунин, Куприн, да и вся, пожалуй, русская литература выражала свои настроения через пейзаж. Следующая ступень - и через пейзаж выражаются представления. Нужна лишь соответствующая подготовка, настрой и чувствительность.

Рерих в своих картинах очень отстранен и возвышен, Куинджи излучает любовь. Почему, собственно, вспоминается Рерих?
И Рерих, и Куинджи были известными эзотеристами. И именно Рерих занимался в живописном классе Куинджи. Можно предположить, что они состояли в отношениях учителя и ученика.
Достаточно взглянуть на эти пейзажи, чтобы понять, откуда растут ноги у Рериха:






Картины на выставке следует смотреть сперва издалека, потом поближе. И обязательно с двух сторон.
Справа и слева они смотрятся по-разному.
Всех, стремящихся попасть на выставку, спешу предупредить об обилии там людей с телефонами.











Крамской написал его с любовью. И даже дважды:







Почему Архип Иванович позирует на таком багровом фоне?
Крамской был другом и коллегой Куинджи, несомненно он что-то хотел высказать,
что-то передать через этот цвет.
Куинджи улыбается и смотрит по-доброму. Это не цвет гнева, не зловещий цвет болезни.
Это скорее, цвет страсти. Цвет либидо, которым Куинджи
( возможно, он ничего прямолинейно сказать не хотел, но этим цветом полны его красные закаты)
щедро насыщал потухающее вечернее небо -



















Репин говорил (они были дружны с ним и с Крамским), что Куинджи помогает гений, то есть демон.
А Куинджи рисовал Христа:



На выставке видно, насколько картина испорчена.
Объяснений тому нет, вероятно, с ней плохо обращались в советскую эпоху.

Христос изображен в виде духа, напоминающего столб света. Какое-то монофизитское толкование.
А ученики - просто олицетворение ужаса толпы...

Меж тем, судить о посвящении Куинджи в какую-либо мистику можно вот по какому моменту.
Природная фамилия его Еменджи - трудяга. И происхождение соответствует фамилии.
Куинджи с греко-турецкого суржика переводится как золотых дел мастер!

Мастер света, он не забывал о тьме.



Крамской писал в письме Репину: «Я - совершенный дурак перед этой картиной.
Я вижу, что самый свет на белой избе так верен, так верен,
что моему глазу так же утомительно смотреть на него,
как на живую действительность: через пять минут у меня глазу больно,
я отворачиваюсь, закрываю глаза и не хочу больше смотреть».
Между тем, секрет «куинджевских красок» был проще, чем казался.
Однажды Куинджи (преподававший в то время в Академии художеств)
пригласил в класс своего приятеля - Дмитрия Менделеева.
И тот принес прибор, позволяющий оценить чувствительность глаза к цветовым оттенкам.
Куинджи сильно опередил по этому показателю прочих людей.
Он видел иначе. Не в плане творческой позиции, а в самом буквальном физиологическом смысле.
Важно, что Куинджи с Менделеевым не только дружески общался, но и занимался физикой,
изучая взаимодействие света с красочным слоем. И вероятно много чего изобрел в плане
создания и самих красок, и достижения особых световых эффектов.







Я слышала, что говорил маленький мальчик своей маме,
разглядывая одну из картин: "Блесток насыпал!"
Техника Куинджи поразительна, и непонятно, как созданы его цвета,
как он добивался своих цветовых эффектов



Вот это большая картина - шедевр.
Она не столь знаменита, как предыдущая, но надо видеть, как наложена краска, как играют фактуры.
На этот раз приглушенными цветами:







Экспонируются картины очень грамотно.
В залах они вывешены тематически. Варианты одной и той же темы помещены рядом.
Куинджи не стеснялся варьировать и репродуцировать любимые сюжеты:







Степной чертополох среди долины ровные кажется простоватым,
небрежно написанным. Но этого требует душа мастера.
Другие цели - иные технические приемы:



Радуга



Валаам



Крым

Один из моих любимых шедевров мастера.
Он полюбился мне японизмом, выраженной стилизацией в модерне.





Эти две небольшие работы тоже представлены на выставке.
Одна из них написана на цинковой пластине.



Очень много полотен с облаками.

Столь же округлыми и буйными, как купы деревьев и шевелюра самого мастера.
Не эти ли клубящиеся фигуры дали толчок всему творчеству Волошина?
Только его круглые деревца и кустарники немного мелки. Так ведь - сухие крымские горы писал...

Обо всем тут не скажешь.
Хочется лишь добавить это:

Куинджи зарабатывал своей живописью огромные деньги. Почти все он отдавал бедным художникам, организовал независимое объединение художников в 1909 году.
Ему он пожертвовал 450 тысяч рублей, 225 десятин земли в Крыму и завещал все свои картины и деньги.
Общество просуществовало до 1930 года, а сам Куинджи умер спустя несколько месяцев после его открытия. Не благодаря ли ему русская школа живописи продержалась так долго, и вырастила столько замечательных талантов невзирая на войны и трудности советской эпохи?

художество, выставка, картинки с выставки, пейзажи, #живопись, talent recognition, художники, любимые авторы, #Куинджи, Серебряный век, Модерн

Previous post Next post
Up