Наркоман и нарколог и соотносятся так же, как псих и психиатр. Их объединяет болезнь, но они расположены по разным ее сторонам. Как же обстоит дело в данном случае? Что составляет основу его творчества?
Мания?
Истерико-параноидальное самовыражение?
Сострадание к жертвам?
Боль, требующая выхода?
Конечно, все три составляющие. Могли быть и еще кое-какие причины, скрытые от нашего глаза.
Эпифания
День матери
Перфоманс с автором в роли жертвы
Боль, мазохизм, жертвенность, детские кошмары вдохновляют Хельнвайна. Может быть, он переигрывает, переходит границы в изображении детей? Не думаю, скорее, это его собственное больное место: ведь не просто так он родил четверых. Похоже, он хотел, как свойственно многим родителям, сделать жизнь новых людей лучше, счастливее. Хотел увидеть их улыбки и оградить от слез, от бессмысленных страданий. Избежать насилия. Помочь и научить, ввести безболезненно в жесткий мир взрослых. Для этого они и прошли «психодраму» вместе - отец и сын, позируя в повязках, с ранорасширителями на лицах:
автопортрет с Сирилом
Дитя света. За что мучают взрослые маленьких ангелов?
Многие изображения детей - аллюзия на страстные муки и распятия.
Всю жизнь им владеет эта идея: скорбь невинных:
Он выносит огромные холсты на площади, развешивает в готических храмах,
выставляет галереи детских лиц вдоль дорог. И уже уличные вандалы ножами наносят шрамы на детские лики...
Отчего-то им нестерпимо на них смотреть.
Мне нравится он, как мужчина. Концептуальный мазохист, он полностью в моем вкусе. Бабочки в животе начинают порхать, когда смотрю на эту фотографию:
(а может я разлагаюсь, и это могильные черви внутри шевелятся?)
Хотя он уже старенький - дедушка-дедушка. (Но и сама я уже бабушка, да…)
Его автопортрет украшает обложку альбома «Скорпионс»:
Он сотрудничает с Раммштайновцами и создает им обложки:
Вот его работы, направленные против мещанства:
Доброе утро, ты, свинья!
Землетрясение
Стёб над пин-апом
Предупрежденрие о том, что не все врачи так уж добры:
Издевающийся доктор
Вот картина «Жизнь не стоящая жизни», которой Хельнвайн протестует против ведущего австрийского судебного психиатра, бывшего врача эвтанолога д-ра Гросса, который признался в одном из интервью, что в нацистский период отравил сотни детей, и назвал этот тип убийства гуманным."
Один из предшественников Хельнвайна, венский акционист Рудольф Шварцкоглер пеленал гениталии и оклеивал их рыбьими ртами. Кончилось тем, что он заигрался и наложил на себя руки. На мой взгляд, вся беда случилась из-за того, что рыбьи рты были слишком маленькими. Следовало взять селедочные головы (или, может быть, даже форель) и аккуратненько вводить пенис сзади, медленно вытаскивая пальчиками головку через рыбий рот. Если при этом орган остается бесчувственным, зрителю покажется, что рыбу вырвало. Если же он придет в активное состояние - картина будет иметь смысл преодоления зубастой вагины. И то и другое символизирует победу над слепым животным началом и оптимистическое отношение к будущему.
Оказывается, недоработанность концепции может привести художника к гибели. Хельнвайн пошел другим путем. Не трогал гениталии, а предпочел бинтовать голову. Заматывать глаза, чтобы не видеть скорби и ужасов мира.
Мне казалось какое-то время, что слово, имя этому найдено. Гностицизм. Вот оно - это слово…
В детстве Хельнвайн жил в суровой послевоенной Австрии. Вена до 55-го была оккупирована и разделена русскими, французами и англичанами. Он пишет, что тогда никто не смеялся, не улыбался, все ходили мрачными. И только комикс с Микки Маусом открыл ему мир таким, каким должен быть мир у нормального мальчишки: озорным, веселым, сказочным и свободным..
Но вот его последние работы:
Не случилось ли предательства? Откуда этот страшный оскал кумира, почти друга детских игр? Почему всем известный черный клоун Мэнсон прыгает теперь в шапочках Микки с подачи Хельнвайна?
Интересно, куда направлен пятый луч пентаграммы - вверх или вниз на этой картинке? Лично мне ответить затруднительно.
Да, конечно, гламурный фашизм, пентаграмма на бандане и знаменитый друг-медиасотонизд должны свести на нет все оправдания в гуманизме. Все благотворительные акции и трезвомыслящие интервью. Праздник непослушания продолжается! Можно быть безнаказанным! Мультфильм воплощен в современности. Красный цилиндр фокусника венчает чело паяца.
Давайте же немедленно вострепещем! Вострепещем в ужасе, ууууу! Как страшно заглядывать в глубокую жо… бездну, в которой пребывает современное искусство!
За ранние работы и перфомансы Хельнвайна не жаловали. Преследовали. Работы уничтожали.
А вот как живет семья художника теперь:
Туточки проживают. В этом замке.
Зал для парадных приемов. На видном месте - кормилец
Гламурный мейнстрим проглотил его и не чирикнул. Только облизнулся, пробздел пару раз от удовольствия и двинулся хавать новую добычу...
И все же, и все же. Те работы, что уже существуют хватают за душу, подкупают пронзительной искренностью.