Фамм Фаталь

Nov 13, 2014 12:27

Задумывался ли ты, кто она - Фамм Фаталь?
Откуда пришел этот образ? Чем она волнует сердца, почему она живет в искусстве?

Эрос и Танатос.
Демоническая, роковая красота.
Иррациональность - презрение к жалким бумажкам, брошенным в печь, возвеличивает Настасью Филипповну, делая ее недосягаемой и бесценной.
Стремление к смерти и отказ от жалких утех обыденности присуще Кармен и Настасье Филипповне.
Про них никто не посмеет сказать, что "они плохо кончили". Они отшвырнули ту незавидную участь, которую им предлагали.
Они выбрали роковой конец, потому что жизнь не дала существования, достойного масштаба их личности.
Такие женщины должны рождаться королевами, жрицами, колдуньями. Петь, как цыганки позапрошлого столетия... Чаровать на сцене, как Наталья Волохова...
В быту им нет места.
Они живут в мечте, вы не встретите их ни в магазине, ни в офисе, ни в путешествии. Все, что попадется вам на пути - подделка, имитация, созданная для привлечения интереса. Под тщательно нанесенным макияжем и продуманным нарядом скрыты примитивные инстинкты, целью которых служит удобное устройство в социальной нише и успешное и эффективное выполнение утилитарных программ.
Но даже эти симулякры нынче не так уж и популярны - разве что в среде подростков, где-нибудь на периферии. Подобие Фамм Фаталь можно увидеть на хеллоуине или готической вечеринке, - редкая птица в наш век удобства и комфорта...

В конце Х1Х, перед мировой революцией наступил пик расцвета образов Фамм Фаталь.
Это было последнее время, когда женщина могла позволить себе быть беззащитной, роскошной и пленительной в своей обреченности. Вспомните историю Марии Вечеры - она погибла от роковой любви на пороге королевского трона. Достойная смерть для прекрасной женщины! Ее жизнь не требует продолжения, она обязана быть прерванной, чтобы не замарать себя скучными подробностями брака, деторождения и светских обязанностей.
Фамм Фаталь претит регламент.

Близкими к образу были поэтесса Зинаида Гиппиус (именуемая Зинаидой Прекрасной и хлыстовской Богородицей), Анн де Ноай. Мирра Лохвицкая, умершая с горя в муках любви, но пропевшая свои лебединые песни. Она была признана лучшей поэтессой России, а теперь ее не переиздают, хотя даже далекая от литературы молодежь помнит ее и учит на память.

Паллада Богданова-Бельская - бездарная поэтесса и харизматичная героиня романов со смертельным исходом сумела стать одной из икон стиля Прекрасной Эпохи. Это о ней Алексей Толстой писал, что сидит, мол, вон там в углу такая тощая, "кожа да кости, истерия в последнем градусе, но успехом пользуется необыкновенным". Не один молодой человек отправился в ад по причине то ли ее капризов, то ли - безответной любви, то ли - собственной истерии...
Да, Гиппиус замечала, что люди как-то очень легко расставались с жизнью: кто стрелялся, а кто и травился мало пригодными для подобной цели жидкостями, порой умирая долго и не эстетично. Гиппиус не пришло в голову, что виной тому была палочка Коха, скрыто влиявшая на весь организм, разрушавшая нервную систему больных. Гиппиус сама страдала чахоткой, охватившей всю Европу пандемией; но она сумела локализовать болезнь и пронести ее в себе до конца дней, не дав себя победить. У Зинаиды Прекрасной была цель, ей не за чем было намеренно оставлять мир. Она смогла устроить свой быт неординарно, духовно и при этом разумно. Но такая мудрость дается, увы, не каждому!

О роковых красавицах можно писать и писать. Можно сводить их появление к чахотке, истерии - еще одной пандемии Прекрасной Эпохи, можно трактовать их по Фрейду и разбирать по Адлеру, можно рассматривать их в лупу, как редкостных насекомых или черные бриллианты.
Но лучше - не в форме трактатов, а создавать картины, воспевать стихами.

Послушаем же стихи, которые я посвятила всем незнакомкам ушедшей эпохи, заглянем на экран немого кино:

image Click to view





К свету закрыты двери,
Черная скорбь и печаль.
Ты мне больше не верен -
Ушел к мертвой Femme Fatale.

Туда, где крики ворон,
Где царствует тишина.
Мертвая Femme Fatale,
Ты для любви умерла.

Прошлое - сон пустой,
Мука и скука навзрыд.
Нынче пришла пора -
Сад наслаждений открыт.

Мертвая Femme Fatale,
Саван - твоя фата
И улетает вдаль
Дымом твоя мечта.

Белые ткутся туманы,
Савана белый лоскут.
Долгие годы желанный
Твой нареченный тут.

Мертвая Femme Fatale,
Очи свои открой
И подари ему
Свой гробовой покой.

Мертвая Femme Fatale,
Будь же ему женой,
Пусть разомкнется спираль
В жизни твоей иной!
03

оттуда, символизм, статьи, модерн, имаджинариум, art nouveau, улёт, hero, декаданс, гештальт, поэзия, стихи, экзальтация, экзистенции, powers, fetish, очерк, fin de ciecle

Previous post Next post
Up