19. Интерсексуалы в женском спорте. Часть 4 - А так ли безгрешны IAAF и CAS?

Dec 22, 2020 14:11


IAAF (International Association of Athletic Federations, ныне World Athletics) уже достаточно давно ведёт активную борьбу за недопущение российских легкоатлетов к международным соревнованиям. А несколько дней назад спортивный суд в Лозанне  - Court of Arbitration for Sport (CAS) - в очередной раз вынес вердикт, касающийся российского спорта, на этот раз вроде бы из-за нестыковки между компьютерной базой данных РУСАДА и «истины в последней инстанции» - самого Родченкова. Но так ли безгрешны сами IAAF и CAS? В этом отношении интересна история, как IAAF обеспечила себе поддержку в CAS при рассмотрении дел, связанных с правилами допуска к соревнованиям женщин с редкими генетическими вариантами, при которых значительно повышен уровень тестостерона.



Первое рассмотрение по этому вопросу состоялось в CAS в 2015 году (см. пост 18). Сторона заявителя указывала, что правила IAAF, согласно которым участвовать в женских соревнованиях могут только спортсменки с уровнем тестостерона меньше 10 nmol/L, являются дискриминационными по отношению к женщинам с редкими генетическими вариантами, при которых уровень тестостерона выше этой величины. Со стороны ответчика, которым являлась IAAF, говорилось о том, что правила справедливы, так как благодаря им устраняется изначальное преимущество, обеспечиваемое высоким уровнем тестостерона. Однако представленные IAAF доказательства суд не убедили и было принято временное решение. Согласно последнему действие данных правил IAAF временно приостанавливалось, а IAAF давалось два года, в течение которых должны были быть предоставлены более весомые доказательства того, что высокая концентрация эндогенного, то есть вырабатываемого в самом организме, тестостерона действительно даёт изначальное преимущество.

И вот здесь начинается самое интересное. Представьте, какими бы были правила, регулирующие курение, если бы их разработка финансировалась табачными компаниями. Именно эта ситуация и возникла, когда в 2017 году в качестве доказательств IAAF предоставила в CAS результаты научного исследования, выполненного специалистами непосредственно связанными с IAAF -  Stéphane Bermon и Pierre-Yves Garnier. Эти результаты были опубликованы в Британском журнале спортивной медицины (Br J Sports Med 2017 Sep; 51(17):1309-1314 . Serum androgen levels and their relation to performance in track and field: mass spectrometry results from 2127 observations in male and female elite athletes). Публикация вызвала шквал критики со стороны научного сообщества, причём приводимые аргументы, в том числе статистические, чётко показывали, что результаты исследования не достоверны и не могут быть использованы в CAS. Это было изложено в целом ряде статей, опубликованных в научных журналах, в том числе и Br J Sports Med. Тем не менее, CAS всё это проигнорировал, принял представленные IAAF доказательства как достоверные и вынес вердикт в пользу IAAF. Последняя, отпраздновав победу в суде, ввела новые правила - допустимый уровень тестостерона понизили с 10 nmol/L до 5 nmol/L. Однако чтобы сохранить лицо, авторы исследования в 2018 году ответили на критику - они внесли некоторые коррективы в свои данные, но их основные выводы остались теми же. Впрочем, и после проведенной коррекции данных их доводы оказались не слишком убедительными. В начале 2019 года в The International Sports Law Journal была опубликована статья, доскональнейшим образом разбирающая, почему ни первоначальные, ни скорректированные данные Bermon и Garnier не могут считаться достоверными. Эта статья есть в открытом доступе (Scientific integrity and the IAAF testosterone regulations | SpringerLink). Интересно, что помимо всего прочего, в ней анализируются ошибки в базе данных и более того, оказывается, что наличие таких ошибок признает и сам Stéphane Bermon  (Dr. Bermon notifed us that the dataset contained “some errors”). Потрясающе, неужели ошибки в базе данных бывают и у людей из IAAF?

Ну а теперь собственно рассмотрим само исследование, которое легло в основу новых правил IAAF. К сожалению, доступ к этой статье платный и показательно, что IAAF ничего не предприняла, чтобы статья была доступна всем желающим (финансово для IAAF это просто копейки!).

Исследование основано на результатах, показанных спортсменами во время чемпионатов мира по лёгкой атлетике 2011 и 2013 годов  в 21 виде женских соревнований и 22 мужских. В статье говорится о 2127 наблюдениях (1332 у женщин и 795 у мужчин). Однако эти числа не означают количество спортсменов, поскольку в женской группе значительная часть спортсменок участвовала в обоих чемпионатах и их включили в исследование дважды (кстати, это 230 человек!). Именно поэтому в статье говорится не о числе спортсменов, а о числе наблюдений. В скорректированном варианте 2018 года авторам пришлось исключить эти 230 наблюдений. В рамках антидопингового контроля у спортсменов брались образцы крови, в которых определяли свободный тестостерон (fT) и общий тестостерон (T). В каждом виде соревнований все наблюдения ранжировали по уровню свободного тестостерона fT и по этому показателю разделяли на три равные группы (терцили) - примерно 33% наблюдений в каждой. Сравнение проводилось между группами с наиболее низким и наиболее высоким значением fT, то есть между нижним терцилем (Lowest fT tertile) и верхним терцилем (Highest fT tertile). Ниже приведена взятая из статьи таблица с данными женских соревнований по бегу (её пришлось разделить на две части, так как целиком скопировать не получалось). Вид соревнования указан на сером фоне, первый из них это бег на 100 метров (100 m), ниже после него идёт бег на 100 м с барьерами (100 m H), потом 200 м и т.д. Для того, чтобы лучше разобраться с таблицей, посмотрим на данные по бегу на 100 м. Число наблюдений здесь 112. Среднее время пробега для всех 112 наблюдений 11.88 секунды, а стандартное отклонение (показано в скобках) 0.88 секунды. Эти же показатели в нижнем терциле (Lowest fT tertile) составили 11.78 (0.83) секунды, а в верхнем (Highest fT tertile) - 12.09 (0.97) секунды. Строки под спортивным результатом показывают минимальное и максимальное значение свободного тестостерона (fT), а также среднее значение и стандартное отклонение для общего тестостерона (Т).





Если просто сравнивать цифры, то в беге на 100м, 200м, 1500м, 3000м, 5000м и 10000м лучший результат наблюдается как раз в группе с более низким уровнем тестостерона (Lowest fT tertile). А вот в марафоне и в беге на 400м, 400м с барьерами и 800м ситуация обратная - лучший результат в группе с высоким тестостероном (Highest fT tertile). Однако судить по средним цифрам нельзя, нужен статистический анализ. Оказалось, что статистически значимое различие между сравниваемыми группами (обозначено звёздочкой)  было выявлено только для бега на 400м, 400м с барьерами и 800м, где лучший спортивный результат был в группе с высоким уровнем тестостерона.

Аналогичное сравнение проводилось и для «небеговых» соревнований - прыжки, метание и др. В этих видах статистически значимое отличие было выявлено для метания молота и прыжках с шестом ( ниже приведены данные только для этих двух видов).



Оставим в стороне тот факт, что достоверность приведённых выше результатов сомнительна. Но допустим, что они верны, и именно с этой точки зрения посмотрим на новые правила IAAF. Согласно последним спортсменки с высоким уровнем тестостерона не допускаются к участию в соревнованиях по бегу на 400м, 400м с барьерами, 800м, 1500м. Возникает вопрос, а почему сюда не вошли метание молота и прыжки с шестом? Ещё интереснее, почему в них оказался бег на 1500 м? В таблице у этого вида соотношение даже обратное - результат хуже в группе с высоким тестостеронов. Не выглядит ли всё это как попытка отомстить Кастер Семения, которая доставила столько неприятностей IAAF? Правда в прессе просочились слухи, что эта несносная Кастер пообещала попробовать себя в беге на длинные дистанции (на них ограничения по тестостерону не распространяются). Но дело, конечно, не только в Кастер Семения. Под удар попали все спортсменки с редкими генетическими вариантами, при которых уровень тестостерона существенно повышен. Тема эта будет возникать снова и снова, а вместе с ней раньше или позже встанет и вопрос о генах, дающих изначальные преимущества всем остальным элитным спортсменам. Об этом следующий пост.

спорт, iaaf, тестостерон, интерсексуальность, cas, интерсексуал, интерсекс

Previous post Next post
Up